29.10.2013 00:49
Экономика

Москва получит дополнительные налоговые доходы от недвижимости

Текст:  Эдуард Олевинский (председатель Совета директоров правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры")
Российская Бизнес-газета - : №42 (920)
Госдума приняла во втором чтении изменения в 30-ю главу Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций". Новеллы касаются использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Читать на сайте RG.RU

Новый порядок налогообложения недвижимости принят в рекордно короткие сроки и стал полной неожиданностью для бизнеса. Ведь правительство РФ в "Основных направлениях налоговой политики на 2014-2016 годы" обещало обновление налога на имущество организаций лишь к 2018 году. Госдума приняла проект в первом чтении 20 сентября, но новации должны были вступить в силу в 2020 году.

Однако к состоявшемуся второму чтению проект претерпел значительные изменения. Согласно принятым к главе 30 НК поправкам, под налогообложение с кадастровой стоимости попадут административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, в которых уже размещаются или будут размещаться офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Третья категория строений, попадающих под увеличение налоговой нагрузки, - недвижимость иностранных организаций, которые не работают в РФ через постоянные представительства. Промышленные предприятия налог будут платить как и прежде, по балансовой стоимости.

Основной критерий для признания здания торговым или офисным - не менее 20% его общей площади должно быть занято предприятиями торговли и услуг или офисами с сопутствующей инфраструктурой, куда входят и парковки, если они расположены внутри здания. Под действие налога подпадут все строения на земельном участке, если его разрешено использовать для размещения офисных или торговых объектов.

Налог вводится с 2014 года, правда, законодатель предусмотрел переходный период. Ставка налога будет устанавливаться регионами и не должна превышать для Москвы в 2014 году 1,5%, в 2015-м - 1,7%, с 2016-го - 2%. Для остальных регионов соответственно 1%, 1,5% и 2%. Применить новый налог регионы смогут только после утверждения результатов местной кадастровой оценки недвижимости. Пока такая возможность есть только у Москвы. Скорее всего, остальные регионы не успеют принять нужные законы до 2014 года. В Москве кадастровая стоимость торгово-развлекательных центров и офисных площадей почти равна рыночной. Это значит, что отчисления в бюджет у девелоперов могут вырасти примерно вдвое. Однако столичные власти уверяют: платить больше придется только недобросовестным девелоперам, занижающим стоимость коммерческой недвижимости на балансах.

В московском правительстве довольны решением Госдумы. По словам руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Максима Решетникова, это позволит столице укрепить устойчивость доходной базы бюджета и снизит ее зависимость от экономической конъюнктуры для решения социальных задач.

Однако даже увеличение вдвое бюджетных доходов от налога на имущество не может серьезно повлиять на региональные бюджеты: их основную часть формируют налог на прибыль организаций и подоходный налог с физических лиц.

У Правового управления аппарата Госдумы замечаний к тексту законопроекта не оказалось. Однако юридическое сообщество придерживается несколько иного мнения: налоговое отделение Москвы от регионов нарушает конституционное требование единства экономического пространства, федеральный законодатель не может устанавливать разные условия.

Пока остается неясным такой нюанс - как будут платить налог "упрощенцы". Если следовать тексту законопроекта, изменения к главе 30 НК не затронут налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 2 ст. 346.11 применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций. Таким образом, если компания владеет частью здания (помещениями) и применяет УСН, то налога на имущество не возникнет. В тексте законопроекта никаких пояснений по этому вопросу не дано.

В странах Европы налог на недвижимость может исчисляться разными способами: из расчета на квадратный метр, пропорционально стоимости недвижимости или составлять фиксированную сумму. В Германии, к примеру, существует налог на недвижимость, который собственники платят независимо от того, используют ли они свою недвижимость в коммерческих целях или нет. Базовая федеральная ставка - 0,35% от стоимости. Однако он корректируется в соответствии с муниципальным коэффициентом от 280% до 810%. В итоге эффективная ставка налога составляет от 0,98% до 2,84% от стоимости недвижимого имущества. Полагаю, в вопросе налогообложения имущества мы начинаем движение в этом направлении, правда, пока весьма неловко.

Увеличение налога отразится на стоимости помещений в домах старого фонда и в зданиях, расположенных в престижных районах. Сегодня дома дореволюционной постройки имеют низкую инвентаризационную стоимость, и собственники помещений платят довольно низкий налог. После введения нового механизма налогообложения кроме стоимости самого здания будет учитываться и стоимость земли, на которой это здание стоит. Ни для кого не секрет, что земля в исторических районах любого города оценивается довольно дорого в сравнении с остальными районами, следовательно и налог здесь будет выше.

Введение нового налога однозначно не добавит инвестиционной привлекательности объектам недвижимости: их содержание будет обходиться дороже. Введение нового механизма взимания налога в первую очередь ударит по малому и среднему бизнесу, арендующему недвижимость. Пострадают, прежде всего, не владельцы офисных и торговых помещений, а арендаторы - налоговое бремя переложат на них. Повышение налогового бремени арендаторов торговых центров однозначно приведет к увеличению розничных цен. По оценкам экспертов, в этой области рост цен составит примерно 1-2%.

Таким образом, "независимость от экономической конъюнктуры" меньшей части бюджетных доходов может привести к негативному общему результату для бюджета в целом.

Налоги Недвижимость Москва Столица