29.10.2013 00:53
Власть

Госдума озаботилась улучшением избирательного законодательства

Депутаты разрешат избираться ранее судимым за тяжкие преступления
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (6219)
Законопроект, снимающий запрет избираться в органы власти тем, кто был осужден за тяжкие или особо тяжкие преступления, Дума может рассмотреть в первом чтении в пленарные недели ноября.
Читать на сайте RG.RU

С инициативой, которая возвращает людям с уголовным прошлым возможность для реализации пассивного избирательного права, выступили "единороссы" Владимир Плигин, Дмитрий Вяткин и Владимир Поневежский. Правда, на самом деле инициатором такого законотворческого действия, простому обывателю, быть может, не вполне понятного (из тюрьмы да во власть?), стал Конституционный суд РФ. 10 октября 2013 года он вынес постановление, согласно которому законодателям надлежало "незамедлительно" внести соответствующие изменения в избирательное законодательство - "осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах". А также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята, погашена, или в случае принятия нового уголовного закона совершенное ими деяние более не признается тяжким или особо тяжким преступлением.

Впрочем, "незамедлительно" внести поправки - это вовсе не означает, что покинув места не столь отдаленные или отбыв от звонка до звонка условный срок, осужденный столь же "незамедлительно" сможет с головой окунуться в предвыборную борьбу. В пояснительной записке к законопроекту "единороссы" отмечают, что это постановление КС вовсе не отменяет требования, чтобы "правовая демократия" была надежно защищена "от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества". А значит, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, "преследует конституционно значимые цели". И у федерального законодателя есть право "в исключительных случаях" - и, естественно, "с соблюдением конституционных критериев соразмерности и необходимости" - за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из повышенной степени их общественной опасности, федеральным законом внести ограничения пассивного избирательного права. И на более продолжительные сроки, чем было назначено приговором суда.

Госдума установила избирательные правила для регионов

Согласно подготовленному Плигиным, Вяткиным и Поневежским законопроекту, шанс пойти на выборы у осужденных по самым строгим статьям может появиться через десять лет со дня снятия или погашения судимости. Дорога к выборным должностям для осужденных за особо тяжкие преступления будет закрытой в течение пятнадцати лет со дня погашения или снятия судимости. Если, конечно, новыми нормами законодательства тяжесть совершенных ими деяний не будет понижена.

Несмотря на то что единый день голосования в России теперь только раз в году, а до выборов Госдумы и президента еще немало времени, депутаты спешат поправить избирательное законодательство. Кто-то предлагает уже окончательно закрепить законом максимальную прозрачность урн - для усиления общественного контроля. Кто-то уточняет, чтобы кандидат в депутаты Заксобрания по одномандатному округу обязательно уведомлял об отсутствии своих счетов в зарубежных банках окружную избирательную комиссию. Кто-то требует усилить ответственность каждого члена избирательной комиссии, проголосовавшего за неправомерное отстранение своего коллеги от работы в избиркоме или беспричинное удаление с избирательного участка наблюдателя. Штрафовать его без жалости, чтобы другим было неповадно.

А думские либерал-демократы настойчиво выступают за омоложение не только депутатского корпуса, но и всего избирательного процесса. Недавняя инициатива депутата ЛДПР Яна Зелинского как раз на эту тему. Он отмечает, что в современных выборных кампаниях роль молодежи "увеличивается из года в год", растут молодежные пропартийные движения. Между тем "лиц, не достигших восемнадцати лет", запрещается привлекать в агитационный процесс. Зелинский считает, что эта норма "мертворожденная". Поскольку не так-то просто выявить, достиг агитатор 18-летия или нет. А если это и выяснится, не так-то просто задержать тех, кто вышел на массовую агитацию до 18. И доказать, что они действительно агитировали, а не просто оказались рядом. Да и применить к ним административное взыскание "по малолетству" нельзя. Поэтому Зелинский предлагает отменить эту дискриминационную для молодежи норму. Раз уж Дума никак не хочет поддержать инициативу ЛДПР, чтобы разрешить голосовать на выборах с 16 лет, чего либерал-демократы давно добиваются, пусть уж хоть от агитационного процесса их не отстраняет.

Внутренняя политика Госдума