Депутаты предлагают наказывать не за конкретные нарушения правил движения, а за агрессивное вождение и создание аварийных ситуаций на дороге.
Надо сказать, что подобный законопроект уже один раз вносился в Госдуму депутатами ЛДПР, но не был одобрен. Претензий к нему было множество. По каким критериям оценивать стиль вождения того или иного автомобилиста, что считать агрессивной ездой? Что считать созданием аварийной ситуации? Как доказать, что она была создана преднамеренно, а не случайно? Каким образом инспектор сможет доказать, что тот или иной водитель двигался агрессивно и создавал аварийные ситуации, причем делал это преднамеренно? Все эти вопросы и стали камнем преткновения для прохождения законопроекта. Однако сейчас суть законодательной инициативы осталась той же, однако авторы попытались устранить в проекте все претензии.
Как рассказал "РГ" один из авторов этого документа депутат Госдумы Ярослав Нилов, агрессивное вождение может выражаться в опасном перестроении по полосам движения, в резком торможении, совершаемом после резкого ускорения, в намеренном создании других искусственных помех для других водителей или опасном приближении к впереди идущему автомобилю. Одна из главных характеристик такого агрессивного вождения явно умышленное, намеренное, осознанное создание помех для других участников дорожного движения. В настоящее время в КоАП не предусмотрено санкций за такое поведение на дороге. В то же время очевидно, что это создает реальную угрозу безопасности других участников дорожного движения.
Подобное поведение, как показывает практика, приводит к авариям. Водитель впереди идущей машины, например, должен резко затормозить, чтобы пропустить перебегающего через дорогу человека, и тогда из-за отсутствия безопасной дистанции столкновение автомашин становится неизбежным. Неопытный водитель, заметив опасно приблизившийся автомобиль, может попытаться быстро сменить полосу движения, не убедившись в безопасности маневра - и снова авария.
Следует отметить, что в законодательстве большинства стран Европы и Соединенных Штатов Америки присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение, отметил Ярослав Нилов.
Депутаты предлагают штрафовать таких водителей на 2,5 - 5 тысяч рублей. Но только в том случае, если подобное их поведение зафиксировано приборами фотовидеофиксации. При этом такие административные дела, согласно законопроекту, должен рассматривать суд по обращению сотрудников ГИБДД.
В ГИБДД по-прежнему скептически относятся к этому предложению. Каким образом законодатели представляют воплощение этой нормы в жизнь? Сотрудник ДПС должен гнаться за таким нарушителем и снимать кино или все-таки он обязан пресечь подобное поведение на дороге? Если речь идет о съемке, которую предоставляют граждане, то в ГИБДД и сейчас принимают такие обращения. И в случае подтверждения факта нарушения привлекают к ответственности водителей, попавших в кадр. А что касается того, что в КоАП нет такого состава, как агрессивное вождение, то это вполне покрывается другими составами кодекса. Текст законопроекта предполагает субъективную оценку событий на дороге, что, по мнению представителей ГИБДД, вызовет лишние споры.