"Установить, что до 31 декабря 2014 года дополнительным требованием к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки автотранспортных средств по следующим группам товаров: автомобили легковые, автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов, автобусы, троллейбусы, автомобили специальные, за исключением товаров и их аналогов... для государственных и муниципальных нужд является поставка товаров, страной происхождения которых является РФ и Республика Беларусь", говорится в постановлении. Если такая продукция не производится на территории единого экономического пространства, то она может закупаться за рубежом.
По мнению авторов законопроекта, данная мера позволит защитить российских производителей автомобильной техники от продукции остальных стран - членов ВТО. Правда, не совсем понятно, от кого или чего надо "защищать российский автопром"? И нуждается ли российский автопром в подобной защите? Спрашивал ли его кто-нибудь, нужна ли ему такая защита, вопрошает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
- Что должно произойти в результате мер этой защиты с автопромом? Появятся новые уникальные модели автомобилей? В разы увеличатся производство и продажи? Или же наши производители должны поглотить всех прочих автопроизводителей? То есть такая постановка вопроса - "Как защитить российский автопром" - вряд ли имеет смысл. Что касается самой сути предложения, то вряд ли эта мера будет работоспособной. Учитывая изобретательность и хитрость нашего населения в целом и чиновников в частности, можно не сомневаться, что будут найдены самые неожиданные способы обойти этот запрет, причем так, что закон при этом не будет нарушен. То есть в прямом виде закупки иностранных (именно по месту производства) автомобилей, может, и не будут производиться, но чиновники вряд ли перестанут на них ездить.
Если говорить о значительном увеличении спроса именно на машины, произведенные в России, вне зависимости от марки, после введения этого запрета, то этого тоже ждать не стоит, как потому, что они и так являются лидерами продаж, так и потому, что может быть реализовано множество схем, которые позволят обойти этот запрет, и чиновники не пересядут, все как один, на отечественные автомобили.
- Не стоит забывать и о том, что иностранные автопроизводители очень заинтересованы в российском рынке и найдут возможность не просто сохранить здесь свое присутствие, но при этом сделать доступными для различных органов власти и госкомпаний те модели машин, которые не производятся в России, - полагает Дмитрий Баранов. - Учитывая лоббистские возможности наших чиновников, причем как федеральных, так и региональных, есть очень большие сомнения в том, что это предложение вообще будет принято, а если и будет принято, то итоговый документ может оказаться полностью выхолощенным, лишенным прямого запрета на приобретение такой техники, либо предусматривающий многочисленные исключения из этого запрета.
Потенциально российский авторынок - крупнейший в Европе, однако в последнее время, в период стагнации, объем продаж в нашей стране значительно снизился. При этом не стоит забывать, что государство - крупнейший покупатель, в том числе и в автомобильной отрасли. Инициатива минпромторга по разработке законопроекта, запрещающего российским госструктурам покупать машины иностранного производства, должна будет, по идее, стимулировать российских автопроизводителей к модернизации и развитию отрасли, считает Роман Приходько, директор по продажам Ауди Центр Варшавка, ГК "АвтоСпецЦентр":
- Не секрет, что качество и репутация российского автопрома оставляют желать лучшего - срок эксплуатации иномарок намного дольше, а отечественные авто будут списываться каждые несколько лет. Также эта мера, несомненно, будет стимулировать иностранных производителей инвестировать в развитие своих производств в России. И возросшая конкуренция на внутреннем рынке с иностранными производителями в России будет стимулировать и коренных российских производителей повышать качество, внедрять инновации и т.д. Поэтому законодательная инициатива минпромторга, с одной стороны, защищает российских производителей, а с другой стороны, создает необходимость развиваться.
Правда, эксперты опасаются, что документ постигнет судьба многих подобных законов и постановлений, принятых ранее. Его примут, но окажется, что либо его будут саботировать, либо исполнять его станет трудно или даже невозможно, и очень быстро он будет предан забвению. Поэтому, как говорится, поживем - увидим.