Вступили в силу поправки в Закон "О безопасности дорожного движения". Теперь запрет на управление коммерческим транспортом иностранным водителям, не имеющим российского водительского удостоверения, перенесен на май. Водители-гастарбайтеры могут теперь вздохнуть свободно.
Хотя многие из их работодателей уже озаботились тем, чтобы все их сотрудники прошли экзамен на территории РФ. В ГИБДД уже начали принимать экзамен у иностранных водителей.
Для замены водительского удостоверения необходимо пройти только теоретический экзамен. Он составлен из стандартных вопросов и почти ничем не отличается от обычного экзамена, который сдают все будущие автомобилисты: все те же 20 вопросов и те же 20 минут на выполнение. Единственное отличие в столице состоит в том, что в процессе сдачи должны присутствовать как минимум три инспектора (при обычном экзамене достаточно одного наблюдающего). Усиленный контроль необходим для исключения коррупционной составляющей.
Не секрет, что проблему с получением российских прав пытаются решить зачастую незаконным способом. На днях в Москве был задержан гражданин РФ. Он обратился к сотрудникам ГИБДД с предложением об оказании ему помощи по замене национального водительского удостоверения Республики Таджикистан на российские права за 10 тысяч рублей. Рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. Как сообщил корреспонденту "Российской газеты" исполняющий обязанности начальника центра регистрационной и экзаменационной работы управления ГИБДД ГУ МВД по г. Москве Константин Васюта, чтобы снизить коррупционные риски, в приеме этих экзаменов принимают участие сотрудники управления собственной безопасности столичной полиции.
Если водитель успешно сдаст экзамен, права заменят ему в мае, после вступления в силу соответствующей части закона. До этого времени работать водителем можно и с иностранным удостоверением.
Первая группа "иностранцев" собралась в экзаменационном отделении в Северном округе Москвы. Сейчас все они работают в автобусных парках столицы. Но, несмотря на большой стаж и профессиональные навыки, некоторым все-таки не удалось пройти стандартный тест. Уже через неделю они могут попробовать снова. Примечательно, что до следующей попытки они продолжат работать водителями.
Заместитель начальника первого МОТОТРЭР Анатолий Чупров уверен, что подобные меры необходимы, чтобы обезопасить пассажиров. "Иностранные граждане, - комментирует он, - обязаны пройти этот экзамен. И дело не в том, что кому-то хочется доставить им хлопоты. Это вопрос нашей с вами безопасности. Сегодня слишком часто происходят аварии с маршрутными такси, погибают люди. А потом выясняется, что водитель вообще не знает, как ездить по правилам.
Как считает Константин Васюта, не лишним было бы проводить для них экзамен и в городе. Не каждый хороший водитель готов обуздать московский трафик. А здесь речь идет о перевозке людей, об их жизнях и здоровье.
К новому закону положительно отнеслись и сами водители. "Хороший водитель должен быть профессионалом, - считает Камиль, - поэтому он должен быть готов к любым проверкам. Я работаю водителем автобуса 26 лет, 15 из них в Таджикистане. Это нелегкое ремесло, а уж в Москве тем более".
Сейчас в столице подано заявок на прием экзаменов у 4,5 тысячи иностранных водителей. Пока уровень сдачи довольно высок - порядка 70 процентов. Но объясняется это тем, что в первых рядах сдают экзамены водители "Мосгортранса". У этого предприятия налажена работа с водителями. Что будет, когда пойдут сдавать экзамены водители коммерческих предприятий, пока неизвестно.
Но об этом можно судить по тому, как проходят такие же экзамены в регионах. Так, например, в Красноярске из 180 человек успешно сдали теорию лишь 24 водителя.
Не менее удручающая ситуация сложилась в Челябинске. Из 220 водителей-иностранцев сдать теоретический экзамен с первого раза смогли только 47 кандидатов. По данным местного ГИБДД, число иностранных водителей, сдающих теоретический экзамен с первого раза, не превышает 16 процентов. У выпускников автошкол этот показатель выше - в среднем 35-37 процентов.