05.11.2013 00:46
Экономика

На светодиодное освещение приходится шестая доля российского рынка

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №43 (921)
Сегодня в Москве открывается крупнейшая выставка светотехники "Интерсвет-2013", на которой будут проходить конференции, посвященные различным аспектам развития отрасли, и, в частности, перспективам производства светодиодов в нашей стране.
Читать на сайте RG.RU

Сейчас одну треть на мировом рынке светотехники составляют лампы накаливания. Однако уже больше 46 стран запустили программы по запрету их использования, потому что они неэффективны. В России это уже произошло со 100-ваттными лампочками. Вторая технология, которая составляет половину российского светового рынка, - компактная люминесцентная лампа. Это, в общем-то, пример энергоэффективной технологии. И, наконец, у нас есть светодиоды, которые на данный момент занимают небольшую долю рынка, но показывают исключительно высокие темпы роста. Они же являются наиболее энергосберегающими и в то же время у них очень большой срок службы. Эти лампы могут служить в десять раз дольше традиционных ламп накаливания. Взрывной рост эффективности светодиодов сопровождается фантастическими темпами падения стоимости их массового производства. По прогнозам, стоимость 1 лм излучения, сгенерированного светодиодными источниками, к 2016 г. сравняется со стоимостью светового потока газоразрядных ламп, а в 2020 году этот показатель достигнет 1 долл. за 1000 лм. Таким образом, у традиционных источников света уже в ближайшем будущем не остается шансов на "мирное сосуществование" со светодиодами. И многие производители это хорошо понимают.

По мнению эксперта фонда "Сколково" Сергея Боровкова, к 2020 году российский рынок светотехники должен вырасти более чем в полтора раза с нынешних 2,2 млрд евро до 3,6 млрд евро. Увеличение объема рынка светотехники является очень существенным показателем. Такие темпы роста будут превышать европейские, что сделает нашу страну очень привлекательной для инвестиций в производство осветительных приборов. И если прогнозируемых цифр удастся достичь, то Россия может стать крупным игроком на мировом рынке освещения.

Сергей Боровков отмечает, что основными факторами динамичного развития рынка светотехники в ближайшие годы станут стимулирующие меры российского правительства, которое снизило ввозные пошлины на продукцию зарубежного производства, а также крупные мероприятия, запланированные в России на вторую половину текущего десятилетия. В частности, имеются в виду мировые чемпионаты по хоккею и футболу, которые пройдут в 2016 и 2018 годах соответственно.

Сейчас наблюдается активная регистрация фирм зарубежными компаниями, которые хотят запустить в России собственное производство либо открыть представительство. Регистрация же собственной фирмы позволит компаниям пользоваться рядом преимуществ, доступных отечественным компаниям.

Расти в России будет не только рынок светотехники в целом, но и его светодиодный сегмент. Если сейчас на светодиодное освещение приходится шестая доля рынка, то уже в 2020 году этот инновационный тип освещения займет три четверти рынка.

По мнению генерального директора компании Ledel Артура Когданина, светодиодные светильники понемногу "отъедают долю" у традиционного освещения, и за счет этого на рынке происходят рокировки. Но доля светодиодного освещения по сравнению с общим объемом продаж пока незначительна. Рынок производителей светодиодного освещения представлен в основном небольшими компаниями, которые быстро ухватились за возможность занять свободную нишу. Сейчас эти предприятия учатся работать на новом для них рынке, а светотехнические компании стремительно наверстывают упущенные возможности. Чья стратегия будет правильной, покажет время.

С ним не согласны другие эксперты рынка. Большие компании как зарубежные, так и российские тоже активно осваивают производство светодиодов.

"Уже можно говорить об определенных успехах на рынке продаж светодиодов российским потребителям", - считает гендиректор компании "Светлана - Оптоэлектроника" Алексей Мохнаткин.

По данным аналитиков, в 2013 году динамика спроса на светотехническую продукцию изменилась. Если в 2010-2011 годах рост рынка светотехники составлял до 100% в год, то в этом году он измеряется лишь десятками процентов. В связи с этим уменьшилась маржинальность компаний и они стали задумываться о снижении себестоимости продукции и о ее продвижении, о повышении производительности труда. Этот процесс будет длиться три-четыре года, а потом в этом сегменте останется около 10 компаний, хотя сейчас их порядка 2000. Останутся самые технологичные, которые успели накопить финансовую прослойку и кадровый потенциал. Те, кто пришел просто заработать деньги, уйдут.

Энергетика