До сих пор для встречи с родным человеком в СИЗО надо было получить разрешение у следователя. А тот мог использовать свое право сказать "да" как дополнительный рычаг давления на людей. Мол, будут нужные показания, будет встреча. Нет - так нет.
Теперь же могут быть введены другие правила. Как сообщают в минюсте, "в соответствии с рекомендациями Европейского суда по правам человека проект предлагает изменить порядок предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым с родственниками. Свидания с близкими родственниками для лиц, заключенных под стражу, будут возможны без разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело".
Если проект пройдет, то близким подследственного уже не придется умолять следователя: у матери и жены есть право увидеть близкого человека. "В месяц подозреваемым и обвиняемым может быть предоставлено не более двух свиданий, при этом продолжительность одного свидания не должна превышать трех часов", - говорится в проекте.
Правда, у следователя останется право временно ограничить встречи, если есть основания полагать, будто они могут чем-то помешать расследованию. Однако постановление с запретом на свидания должно быть мотивированным. Его можно будет обжаловать в суде.
Кроме того, поясняют в минюсте, планируется предусмотреть порядок встречи обвиняемых и подозреваемых с иными лицами, имеющими право на оказание юридической, в том числе нотариальной, помощи.
В ходе общественной экспертизы проекта обсуждалась еще одна интересная новация: ввести своеобразные компенсации за тесноту. Если администрация не может обеспечить постояльцу положенный метраж - не менее 4 квадратов жилой площади - человеку надо это как-то возместить. Не деньгами, естественно, а какими-то, скажем так, поблажками. Как говорилось в обнародованном в проекте, в этом случае "подозреваемому или обвиняемому создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые правительством России".
Прогулка тех, кто сидит в тесноте, будет увеличена до двух часов. И в любом случае срок нахождения в камере, где минимальные нормы площади не соблюдены, не может превышать 10 суток. "По истечении указанного срока подозреваемый и обвиняемый направляются в другой следственный изолятор, в том числе расположенный на территории другого субъекта РФ", - указывал обнародованный проект.
Еще одна деталь: по возможности в следственных изоляторах рекомендуется создавать отдельные камеры для курящих и некурящих.
В этом году число домашних арестов выросло в 10 раз. Как сообщила недавно руководитель управления исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, ФСИН Елена Зарембинская, если за прошлый год число помещенных под домашний арест не превысило 500 человек, то за этот год по учетам их прошло уже 6 тыс.
Сегодня к гражданам, помещаемым под домашний арест, применяются "электронные браслеты". Их носит 1 тыс домашних арестантов. Сейчас ФСИН готовится закупить новую партию электронных конвоиров.