Королевский оркестр
Консертгебау - ваш любимый оркестр?
Марис Янсонс: Я люблю все оркестры, которыми дирижировал. Консертгебау оркестр с очень большими традициями, богатый историей, колоссальным репертуаром. В свое время с ним были тесно связаны Малер, Брукнер, Штраус. Малер и Штраус дирижировали этим оркестром, дружили с главным дирижером Виллемом Менгельбергом, одним из его первых главных дирижеров. Штраус посвятил оркестру несколько произведений. Зал Консертгебау создает удивительную атмосферу, в нем потрясающая акустика. Этот оркестр тонкий, рафинированный, с очень красивым звуком.
На качество оркестра влияет, наверно, и личность дирижера?
Марис Янсонс: Меня не раз спрашивали, когда я становился главным дирижером того или иного оркестра: "Что вы хотите поменять"? Я отвечал, что ничего менять не собираюсь. Главной задачей было удержать высочайший уровень этого оркестра. Естественный взаимообмен происходит постепенно и незаметно: индивидуальные качества дирижера влияют на оркестр, а оркестр влияет на дирижера. Когда дирижер дает оркестру спокойно развиваться, то все его лучшие стороны сохраняются и преумножаются, как гены.
Оркестранты могут высказывать на репетициях свои идеи относительно "видения" той или иной музыки?
Марис Янсонс: Оркестранты выражают свои идеи непосредственно в игре на инструментах.
Смена поколений происходит в оркестре безболезненно?
Марис Янсонс: В последние годы так получилось, что пришло очень много молодежи, сильной, замечательной, которая играет с большой отдачей и энтузиазмом, впитывая сильные стороны традиции. Дух первоклассного оркестра в Консертгебау со временем не исчезает: он передается чудесным образом из поколения в поколение. С годами оркестр может приобретать что-то новое, но основа будет сохраняться. Такое возможно лишь в высококлассных оркестрах - оркестрах-индивидуумах.
Какую роль играет королева в жизни оркестра?
Марис Янсонс: Королева - наша патронесса, она очень заинтересована в поддержке оркестра, вместе с королем часто бывают на наших концертах как в Амстердаме, так и за рубежом, приглашая нас выступить в странах, где проходит их официальный визит.
Романтики научили слышать в музыке больше, чем музыку. Что наш современник может услышать сегодня в музыке
Малера, которую вы исполните Москве и Петербурге?
Марис Янсонс: Эта музыка способна вызвать очень много мыслей и ассоциаций, в ней заложено громадное количество земных и неземных эмоций, она затрагивает вопросы смерти и бессмертия, реинкарнации, любви, трагизма, гротеска, сарказма, юмора - в ней отражена широчайшая палитра нашей жизни, ощущений человека. Каждый слушатель найдет в музыке Малера что-то близкое себе.
Как вы чувствуете себя в год 70-летия? Ваша завидная стойкость существует благодаря жажде музыки и творчества?
Марис Янсонс: И благодаря этому тоже. Стойкость - общечеловеческое явление. Она заложена в природе каждого, кто борется за свою жизнь. Ну, и, конечно, любовь к своему творчеству, к семье - есть много базовых аргументов, помогающих заботиться о своем здоровье и думать о будущем. Но сейчас у меня очень хороший период, я чувствую себя хорошо.
Для того, чтобы "быть в строю", вы как-то специально поддерживаете здоровье?
Марис Янсонс: Специально - никак. Дирижирование - самое лучшее, что можно придумать, оно сопоставимо с физическими упражнениями, а дирижеру приходится быть в движении по шесть часов, а иногда и больше, а это очень хорошая физическая нагрузка. Плюс эмоциональная нагрузка - постоянная перемена настроений и энергии тоже играют роль, поддерживая организм в хорошем тонусе.
Кстати
Накануне в Амстердаме, после концерта в честь 125-летия оркестра Консертгебау министр образования культуры и науки Нидерландов Йет Буссемакер наградила Мариса Янсонса Орденом Нидерландского льва.
Королевский оркестр Консертгебау был основан в 1888 году в Амстердаме. Входит в тройку лучших симфонических оркестров мира. "Консертгебау" с голландского - "концертный зал". Статус "королевского" оркестр получил в 1988 году от королевы Беатрикс. Марис Янсонс - шестой главный дирижер. Оркестром дирижировали такие композиторы, как Рихард Штраус, Густав Малер, Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, Витольд Лютославский, Пьер Булез, Джон Адамс и другие. В репертуаре - музыка XVIII-XXI веков. Помимо более 1000 звукозаписей, осуществленных разными компаниями звукозаписи, оркестр с 2004 года выпускает записи на собственном звукозаписывающем лейбле.
8 ноября, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии - Вторая симфония Малера.
9 ноября, Большой зал консерватории, Москва - Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена (солист - Ефим Бронфман), симфоническая поэма "Жизнь героя" Р. Штрауса
10 ноября, Концертный зал им. Чайковского, Москва - Вторая симфония Малера.