08.11.2013 00:09
Культура

Иосиф Райхельгауз: Все эти дни актеры ходят вокруг театра и плачут

Иосиф Райхельгауз - о том, что ждет "Школу современной пьесы" после пожара
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №252 (6228)
В минувшее воскресенье в здании московского театра "Школа современной пьесы" вспыхнул пожар. Последствия его печальны. Театр остался на улице. Играть негде. Зданию требуется серьезный ремонт. Вопрос, в каком помещении будет обитать "Школа современной пьесы" все это время, - пока остается открытым. Мы поговорили с художественным руководителем театра "Школа современной пьесы" Иосифом Райхельгаузом.
Читать на сайте RG.RU

Вы уже отошли от первого шока? Знаете, что делать, куда бежать?

Иосиф Райхельгауз: Этот уникальный дом нужно было бы отреставрировать давно. Ведь там пел Шаляпин, бывал Чехов. Там было Общество любителей русской словесности, где Достоевский повторил речь, произнесенную им на открытии памятника Пушкину. Там собиралась московская интеллигенция, там было общество профессуры Московского университета, там придумали отмечать Татьянин день. Этот дом назывался зимний Эрмитаж, его центром был ресторан Оливье.

Но когда случился экономический кризис, все разговоры о ремонте заглохли. Мы с Димой Крымовым тогда сделали проект... Люсьен Оливье, хозяин этого дома, а заодно и автор салата "оливье", построил дом с куполом, лепниной, росписями. Купол и третий этаж, которого уже нет, сгорели...

В "Школе современной пьесы" переписали "Горе от ума" Грибоедова

Дом, кстати, уже горел не раз. Если бы мы построили сцену для театра во дворе , а само здание могли открыть во всей его красоте - со всем, что накопилось в этом доме... Если бы город захотел, если бы выделили деньги, то дом можно было бы быстро отстроить. Вот это и есть главный вопрос.

Либо мы театр спасем, отреставрируем и дадим ему новую сцену, либо все спустят на тормозах и постепенно станут размывать театр, потому что это уж больно лакомый кусок в центре Москвы...

Версия поджога не обсуждается?

В Москве сгорело здание театра "Школа современной пьесы"

Иосиф Райхельгауз: Нет. Все запылало стремительно. Артисты не успели опомниться...

Я недавно вспомнил такую деталь. Еще будучи в "Современнике", я пригласил в свой спектакль Марию Владимировну Миронову. Придя в этот театр, я долго звал ее к себе сыграть "Уходил старик от старухи". И вот, когда она пришла в первый раз сюда, я осторожно вел ее, предупреждая об опасных поворотах. А она мне говорит: "Деточка, что вы мне говорите! Я знаю этот зал, как никто. Когда мне было 6 лет, папа каждое воскресенье приводил сюда всю нашу семью, в ложе стоял с накрахмаленной белой скатертью сервированный стол под пальмой, пел Собинов, Шаляпин"... Я, кстати, никому это прежде не рассказывал.

Как выглядит ваше ближайшее будущее?

Иосиф Райхельгауз: Мы сейчас едем на гастроли в Новосибирск, мы готовимся к гастролям в Вену, у нас важные премьеры на носу.

Центр на Страстном и многие театры предложили нам свою помощь и сцену, но в реальности это очень трудно воспользоваться. В департаменте культуре нам говорят: "Ищите, найдете, мы поможем вам оплачивать, ведь в Москве все платное".

Все ищут, вчера Альберт Филозов ездил на "Парк Культуры". Мы всех просим что-то подсказывать нам. Все эти дни актеры ходят вокруг театра и плачут: Филозов, Саша Галибин, Саша Гордон. А мне всех нужно кормить, а если мы не играем, то и денег взять неоткуда... Мы страшно благодарны всем, и прежде всего нашему Попечительскому совету с Чубайсом во главе. Он нам очень пытается помочь.

Мы благодарны нашим зрителям, которые не сдали билеты за несостоявшиеся спектакли. Мы позвали их на наш спектакль с Женей Гришковцом "Подслушанное, подсмотренное...".

Пока все мы - Гордон, Веденеева, Филозов - будем в гостинице по соседству что-то играть, рассказывать, показывать. Очень надеюсь, что мы что-то сыграем в Центре на Страстном. Я очень благодарен за поддержку...

Между тем

На днях здание сгоревшего театра посетил руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков. Он пообещал, что правительство Москвы возьмет на себя все расходы и за два года отремонтирует театр. А пока для него подыщут отдельное здание для размещения административных и художественных служб театра. К тому же Капков собирается поменять репертуары московских театров, которые готовы приютить на время труппу "Школы современной пьесы", чтобы уместить туда их спектакли.

Драматический театр