13.11.2013 20:50
Культура

Гендиректор Большого театра ответил балерине на обвинения в коррупции

Юная балерина Джой Вомак обвинила Большой театр
Текст:  Лейла Гучмазова
Российская газета - Столичный выпуск: №256 (6232)
На вопрос "Где у нас случилось?" в последний год ответ один: опять в балете. Теперь не кислота, не увольнение народного артиста и даже не перманентный скандал в лучшей балетной школе.
Читать на сайте RG.RU

Некая юная американка Джой Воак дала интервью с обвинениями балетному руководству Большого театра. Для человека нормального, видевшего "Щелкунчика" в детстве, а "Лебединое озеро" при путче, это обвинение - сенсация. Ну, почти сенсация. В том смысле, что "смотрите, в балете-то все в белом, а тоже взятки берут". Но для более-менее знакомых с балетным театром вопросов в этой истории гораздо больше, чем сенсации.

Для начала: иностранный артист на сцене Большого - совсем не экстраординарное явление. В штате труппы всю свою карьеру состоял замечательный Морихиро Ивата - не только японец, но еще и выпускник Московской академии хореографии, непревзойденный Золотой божок в "Баядерке", первый исполнитель названной в его честь партии Ивашки в "Болте" Ратманского и вообще отменный виртуоз. Со сцены ушел пару сезонов назад, сохранив с коллегами дружеские отношения. Сейчас в Большом танцует американец Дэвид Холберг - не только соотечественник обиженной балерины, но и неотразимый Марко Спада в последней премьере театра. Учился он не в Москве, а вовсе даже в богом забытой балетной школе заштатного города Феникс. Но талант, как страсть, невозможно имитировать: дальше были школа Гранд опера, стажировка в Нью-Йорке, артист кордебалета, солист, премьер American Ballet theatre. Два сезона назад он стал премьером и лучшим на сегодняшний день принцем Большого балета, чьей выучке и благородным манерам можно крепко завидовать. И он, пожалуй, не имеет шанса сказать, что его на сцену не пущали. Только упрашивали.

Конечно, сравнивать 18-летнюю выпускницу училища с опытными премьерами нечестно. Другой вопрос, честно ли винить во всех своих бедах плохих начальников (плохие условия, плохой пол и т.д.).

Владимир Урин: Я должен определить "группу крови" Большого театра

Обиженная артистка ссылается на диплом Московской Академии хореографии как на безусловный знак своего профессионального качества, что не одно и то же, и победу на конкурсе в Гонконге, что туманно: балетных состязаний пруд пруди, а гонконгский не из престижных. Напрягают не эти умилительные упоминания своих достоинств. Юная балерина не так наивна. В невозможности попасть на сцену Большого без взятки в 10 тысяч долларов она обвиняет порочную систему, предлагающую ей завести спонсора или покровителя, но по имени называет только Руслана Пронина, ныне уже уволенного из Большого помощника худрука Сергея Филина. Доброжелателей не упоминает вовсе, поскольку "они плакали вместе со мной" и "действительно их уважаю". Если налицо борьба за демократические ценности, пусть звучат полноценные внятные обвинения, тем более, что они подкреплены уходом героини из престижного Большого в умирающий Кремлевский балет. А то ведь Большой театр сочтет интервью клеветой и призовет к ответу - имеются прецеденты в лице Николая Цискаридзе. Главное же признание вообще выглядит шершаво: "Я узнала, что $10 тыс. я должна платить за вариации, чтобы выйти в одном спектакле, чтобы партию сделать. Эта сумма была озвучена конкретным человеком, но я не буду называть его имени. Потому что я его действительно уважаю". Как-то нелогично: уважать человека, пособничающего взяткам? А за что?

Да, у нас в балете опять случилось. Новостей как будто никаких: светлейшие князья были покровителями великих балерин императорских театров, генералы и члены политбюро - великих балерин золотого века советского балета. Есть они и у хороших современных балерин - теперь уже люди из совета директоров и управляющие крупных российских компаний. Система стара как театр, и деньги в ней всегда перемешивались с людскими отношениями - как в жизни. Но новость все-таки есть: не вписавшаяся в эту систему координат 18-летняя американка вроде бы дает интервью, но говорит полуправду именно потому, что не вписалась. Видимо, чему-то ее московские реалии все-таки научили.

Большой театр дал официальный комментарий по этой проблеме.

Владимир Урин, генеральный директор Большого театра России:

- Что касается обвинений в коррупции должностных лиц балета, то Джой Аннабель Вомак должна защищать свою позицию юридически, подав соответствующее заявление в правоохранительные органы. Если факты будут в законном порядке установлены, виновные должны будут понести соответствующее наказание. Руководство Большого театра в случае необходимости готово оказать содействие правоохранительным органам при расследовании всех обстоятельств дела.

Драматический театр Москва Столица