Сегодня объем "серого" рынка нефтепродуктов составляет около 15 процентов от общего рынка топлива. Часто "левак" гонят из нефти, незаконно взятой из нефтепроводов.
"Прямой ущерб от незаконной врезки в трубопроводы оценивается в сумму от 600 миллионов до 2 миллиардов долларов в год, недополученные налоги - от 207 до 700 миллионов долларов", - говорит аналитик рынка Дмитрий Александров. Незаконные врезки в трубопроводы чреваты не только финансовым, но и серьезным экологическим ущербом. Ликвидация экологического ущерба стоит от 3 до 8 миллионов рублей на разлитую тонну нефти в зависимости от того, на грунте произошла утечка или на водной поверхности, оценивает Александров.
О масштабе бедствия говорят и другие цифры. Только за последние три года в этой сфере совершено 923 преступления и возбуждено 831 уголовное дело, но осуждены всего 135 человек, да и то в основном исполнители, а не организаторы, продолжает директор департамента "Транснефти" Михаил Морозов.
Почему так происходит? Есть статья Уголовного кодекса N 215-3 - умышленное повреждение или вывод из строя трубопровода. Но на практике воспользоваться ею сложно. "Все очень просто: ловят преступника, а он говорит: я не хотел повредить нефтепровод или вывести его из строя, я хотел просто подключиться. В результате давность действия по статье - 2 месяца и административный штраф", - приводит пример эксперт в области юриспруденции Юрий Шапошников.
"Сейчас решается вопрос о том, чтобы охрана нефтепроводов была поручена ведомственной охране компаний, чтобы они могли производить административное задержание, выписывать акты. А затем передавать нарушителей с объектов и охранной зоны нефтепроводов в соответствующие органы. Законопроект ожидает второе чтение, и мы надеемся, что до Нового года он будет полностью принят", - рассказал "РГ" Михаил Морозов. Еще одна проблема - попустительство муниципалитетов при передаче в собственность земельных участков в охранных зонах нефтепроводов. Подчас это делают без ограничений. "Это приводит к неконтролируемой застройке. Ставят заборы чуть ли не на нитке трубопровода, хотя надо отступить минимум 25 метров", - рассказывает заместитель вице-президента "Транснефти" Анатолий Демин. Махинаторы всеми способами завышают величину компенсаций при изъятии земель под прокладку нефтепроводов. Платежи вырастают в 2-4 и даже в 8 раз. "Очень часто бывает так, что как только мы планируем прокладку трубопровода, сразу начинается ленточная продажа земель вдоль проектируемой трассы, чтобы потом взять побольше компенсаций", - сокрушается Анатолий Демин. "Надо принять закон "О магистральном трубопроводном транспорте", - добавляет он. - Первое чтение он прошел в 1999 году, но с тех пор он "завис". И ускорить принятие техрегламента безопасности магистрального трубопроводного транспорта". А пока существует правовой вакуум, нефть потихоньку "утекает" из трубы налево.