Уважаемый господин Берри! Прежде всего, примите поздравления от "Российской газеты" и наших читателей с завершением очень важного проекта в истории военно-технического сотрудничества Индии и России. Многие российские моряки вам откровенно завидуют: вы получаете под свое командование современный и могучий корабль, которого у России нет.
Сурадж Берри: Благодарю за теплые слова. Считаю для себя большой удачей то, что мне доверили командование таким великолепным кораблем. Находясь в ходовой рубке или на летной палубе, я осознаю ту огромную ответственность, доверие и честь, которые оказаны мне индийскими ВМС и моей страной.
О чем сейчас ваши главные заботы как командира?
Сурадж Берри: Задача ввести корабль в эксплуатацию и обеспечить готовность экипажа к безопасному и эффективному выполнению оперативных задач и летных операций является для нас серьезным вызовом.
Эффективное планирование, тщательная профессиональная подготовка, создание эффективных методик эксплуатации оборудования, высокие стандарты безопасности, рациональное управление и четкие принципы администрирования, а также проверенные временем традиции, обычаи и дисциплина, я надеюсь, проложат моей команде путь к успеху. Значительная часть офицеров и персонала в моем экипаже - это лучшие профессионалы нашего флота, и мне очень повезло оказаться в их числе.
Во время испытаний и дооборудования корабля вам пришлось познакомиться и тесно взаимодействовать со многими членами сдаточной команды. Насколько важен для вас такой опыт?
Сурадж Берри: Каждый раз, когда индийский флот получает авианосец - это становится значительным приобретением. Сегодняшний случай не исключение. С той лишь разницей, что наш корабль - крупнейший из всех, когда-либо полученных индийским флотом. Имея водоизмещение почти 45000 тонн, он по-настоящему велик. Для службы на нем командование ВМС Индии отобрало наиболее квалифицированных специалистов, имеющих достаточный морской опыт. Под руководством представителей российского флота они прошли интенсивную, тщательно спланированную и эффективную программу подготовки.
Как именно была организована такая подготовка, и достигла ли она поставленных целей?
Сурадж Берри: Методика обучения позволила индийским членам команды усвоить все особенности управления кораблем и его обслуживания. Участие в ходовых испытаниях и учениях на борту предоставило нам превосходную возможность учиться, наблюдая за действиями российских специалистов. Получив возможность самостоятельно управлять кораблем во время маневров и при постановке на якорь, я должен сказать, что корабль прекрасно управляем. И при своих размерах слушается руля не хуже чем фрегат. Мощность и маневренность обеспечивают ему эффективную эксплуатацию.
Имея опыт эксплуатации авианосцев и вертолетонесущих платформ, индийский экипаж безупречно овладел практическими навыками работы с установленным на борту оборудованием. Тесное взаимодействие и взаимопонимание с членами российского экипажа проложили путь к беспроблемной передаче корабля индийской команде во время ходовых испытаний, помогли преодолеть сложности и начать самостоятельно управлять кораблем.
Подводя итог, я должен сказать, что абсолютно все и каждый член российского экипажа проявляли понимание, и мы действовали как одна команда.
А что можете сказать о взаимодействии с российскими военными моряками в период испытаний "Викрамадитья"?
Сурадж Берри: Взаимодействие и профессиональное понимание, существующее между военно-морскими силами Индии и России, выдержало проверку временем. За последние годы большой процент индийских моряков побывал в России для участия в различных проектах, внося свой вклад в укрепление нашей дружбы и взаимного уважения.
Во время ходовых испытаний 12-й экипаж под командованием капитана первого ранга Игоря Рябко и индийский экипаж установили прочные дружеские связи. Хотя большая часть моряков в языках не сильна, взаимопонимание было превосходным и позволило обоим экипажам совместно участвовать во всех маневрах на борту. Успешным проведенным ходовым испытанием мы обязаны объединенной группе по планированию и координации, а также штабу бригады. Совместная рабочая группа по обучению также проделала замечательную работу по совмещению морской практики индийского экипажа с программой испытаний.
На борту авианосца мы работали бок о бок во время маневров, проверок главной энергетической установки, систем генерации и распределения электроэнергии, радиоэлектронных средств, перемещения самолетов на полетной палубе. Наше сотрудничество распространялось также и на совместное участие в спортивных и культурных мероприятиях на борту. Оба экипажа в 2012-м и 2013-м годах принимали совместное участие в празднованиях Дня ВМФ России и Дня Независимости Индии, и на мачте были подняты флаги обеих наших стран. Это подчеркивает наше единство, взаимное уважение и взаимопонимание между двумя экипажами.
Мы благодарны российскому Военно-Морскому флоту за профессионализм и поддержку, оказанные нам на всех этапах испытаний.
Интересно узнать, как и по какому маршруту будет организован переход авианосца из Белого моря в Индийский океан?
Сурадж Берри: Существует только два маршрута, которыми авианосец может проследовать к своему новому порту приписки - индийской военно-морской базе Карвар. Основной маршрут пролегает через Суэцкий канал. В случае невозможности проследовать этим путем, корабль на пути в Индию обогнет мыс Доброй Надежды.
Какими правилами вы руководствуетесь в трудные моменты жизни и в тех ситуациях, когда надо единолично принимать ответственные решения?
Сурадж Берри: Работай честно и ответственно, в высших интересах страны и флота. То, что хорошо для корабля и флота, хорошо для всех. Прилагай все силы для учебы и работы в команде, корабль и экипаж - это самое важное. Предварительное планирование и оптимальное использование ресурсов - ключ к успеху. По большому счету, самое важное - это люди, обслуживающие механизмы. В индийском флоте служат замечательные профессионалы, готовые к любым вызовам, где и когда угодно. Для меня честь быть в их числе.
Какой была реакция близких, когда они узнали о вашем назначении командиром экипажа "Викрамадитья"?
Сурадж Берри: Они горды и счастливы тем доверием, которое оказал мне наш флот.
Чем запомнится вам время, проведенное в Северодвинске? Захотите ли вы когда-нибудь вернуться сюда вновь? Например, для того, чтобы увидеть, каким станет посаженный вами кедр…
Сурадж Берри: Северодвинск стал для меня домом вдали от дома. Гостеприимство и уважение, проявленные ко мне в этом морском городе, незабываемы. Я уверен, что буду вспоминать Северодвинск до конца моих дней. И с удовольствием вернусь сюда, чтобы взглянуть на посаженный мной кедр.