18.11.2013 13:45
Культура

Владимир Магомадов стал финалистом телеконкурса "Большая опера"

Текст:  Илья Овчинников
Завершился второй сезон музыкального марафона "Большая опера". 16 ноября в эфире телеканала "Культура" прошел заключительный раунд оперного телеконкурса. Его выиграл контратенор Владимир Магомадов, аспирант Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС).
Читать на сайте RG.RU

Спецприз получила солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко сопрано Дарья Терехова. Владимир Магомадов родился в Грозном. В 2002 году поступил в Краснодарский университет культуры и искусств на кафедру "Институт искусств". В 2005 году - в Российскую Академию Театрального Искусства на факультет музыкального театра, где постигал премудрости вокального искусства у народной артистки СССР России Тамары Синявской. В 2011 году принял участие в постановке оперы "Руслан и Людмила" Глинки в Большом театре России, где исполнил партию Ратмира (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). Одновременно с активной творческой деятельностью продолжает обучение в аспирантуре Российской Академии Театрального Искусства.

В Доме музыки выступил всемирно известный контратенор Филипп Жарусски

Контратенор - высокий мужской альтовый голос в диапазоне от до малой октавы до си второй. Еще в XVI веке, перед расцветом в Италии культа певцов-кастратов, в Сикстинской капелле пели так называемые испанские фальцетисты: взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии. В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии; во Франции в это же время был популярен голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом. В XVIII веке английские контратеноры пели в ораториях Генделя, позже фальцетистов можно было услышать в английских кафедральных хорах. После исчезновения кастратов - а последние в истории музыки кастраты пели в начале XX века - партии, ранее исполнявшиеся ими, стали поручать другим голосам. Сегодня их, как правило, исполняют контратеноры. Возрождение амплуа контратенора началось в ХХ веке. Это было связано с возникновением ансамблей, специализирующихся на исполнении старинной музыки.

Обычно контратеноры исполняют мужские партии, написанные для кастратов в эпоху барокко или позже, а также мужские партии для женских голосов. Искусство пения контратенором возродил англичанин Альфред Деллер, в середине XX века решивший начать карьеру солиста; так была возобновлена традиция сольного фальцетного пения. Он стал первым исполнителем партии Оберона в опере Бриттена "Сон в летнюю ночь"; это была первая в ХХ веке оперная партия, написанная специально для контратенора. За Деллером последовали другие певцы; благодаря росту интереса к старинной музыке и репертуару для высоких мужских голосов, на рубеже XX-XXI вв. начался новый этап популярности фальцетного пения. Первым отечественным контратенором считается Евгений Аргышев (1933-1992). С легендарным ансамблем "Мадригал" он выступал как баритон, однако развил свой голос и для исполнения контратеноровых партий. В 1980-е годы одним из ведущих певцов этого амплуа стал Эрик Курмангалиев (1959-2007).

Пять контратеноров наших дней

Пол Эссвуд (р.1942)

Наряду с Деллером, Эссвуд был одним из тех, кто возродил контратеноровое пение в ХХ веке. Стал известен в первую очередь благодаря исполнению кантат Баха и ведущих партий в ролях Генделя и Монтеверди. Наряду с сочинениями Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, в его репертуаре произведения Пендерецкого, Шнитке (премьера Второй симфонии, "Фауст-кантата"), Гласса (опера "Эхнатон"). Сделал больше ста записей, в последнее время больше занят дирижированием и преподаванием.

Филипп Жарусски (р.1978)

По семейной легенде, фамилия певца появилась, когда его дед эмигрировал из революционной России и при пересечении границы сказал таможенному офицеру: "Я - русский". В 2004 г. получил французскую премию "Виктуар де ля мюзик" в номинации "Открытие года", в 2007 г. - в номинации "Певец года". Наряду с Генделем, уделяет много внимания произведениям Вивальди. Активно участвует в возрождении интереса к музыке Антонио Кальдары, Иоганна Христиана Баха, Николы Порпоры. Неоднократно выступал в Москве, в т.ч. в Доме музыки на открытии нынешнего сезона.


Фото: MARTIN BUREAU /AFP PHOTO

Макс Эмануэль Ценчич (р.1976)

Выступал в составе Венского хора мальчиков, после ломки голоса сумел сохранить сопрановую тесситуру и до 1997 г. выступал как певец-сопранист. Как контратенор дебютировал в 2001 году, привлек к себе внимание исполнением партии Нерона в постановке "Коронации Поппеи" Монтеверди (2003). На сегодняшний день известен благодаря партиям Фарнака в одноименной опере Вивальди, Мандане в опере "Артаксеркс" Винчи и Александра в одноименной опере Генделя.


Фото: JEAN-CHRISTOPHE VERHAEGEN /AFP PHOTO

Кристоф Дюмо (р.1979)

Дебютировал в 2002 году в партии Эустазио в опере Генделя "Ринальдо" на фестивале Радио Франс в Монпелье (дирижер Рене Якобс). Сотрудничает со многими ведущими коллективами старинной музыки, в том числе Les Arts Florissants, Le Concert d’Astrée, Фрайбургский барочный оркестр и др. Участвовал в постановках современных опер - "Смерть в Венеции" Бриттена, "Medeamaterial", "Ахматова" Мантовани. В 2012 году дебютировал на Зальцбургском фестивале в роли Птолемея в опере "Юлий Цезарь" Генделя. В 2013 году исполнил эту же партию в "Метрополитен-опера", Цюрихской опере и парижской "Гранд-опера".


Фото: FREDERICK FLORIN/AFP PHOTO

Андреас Шолль (р.1967)

Известность Шоллю принес его дебют на Глайндборнском фестивале в опере "Роделинда" Генделя в роли Бертаридо, которую он потом неоднократно исполнял в других постановках. Сотрудничал с большинством дирижеров - специалистов по барочной музыке, таких как Уильям Кристи, Филипп Херревеге, Джованни Антонини, Джон Элиот Гардинер и др. Сочиняет песни, балетную и театральную музыку, возглавляет собственную профессиональную студию звукозаписи в Базеле.


Фото: GEORG HOCHMUTH/ EPA
Классика