20.11.2013 17:25
Общество

Эксперты: СМИ надо искать новые подходы в освещении темы семьи

Текст:  Андрей Андреев
СМИ должны поддержать современную российскую молодежь в ее желании создать семью. При этом журналистам стоит искать новые подходы к освещению этой темы, чтобы она стала действительно интересной зрителям.
Читать на сайте RG.RU

К такому выводу пришли участники круглого стола третьего форума Всероссийской программы "Святость материнства". По словам исполнительного директора фонда Андрея Первозванного и центра национальной культуры Владимира Мищенко, данные социологических исследований говорят, что полная семья является закрепленным стандартом при создании контента в средствах массовой информации. Популярна тема приемных детей, молодых браков, венчаний, многодетности. С другой стороны, семейная тематика составляет всего два процента от общего объема информации в СМИ.

Причем, показывают, в основном, семью из двух поколений, малодетную, конфликтную, в которой обычны разводы, проблемы. В качестве иллюстрации Владимир Мищенко привел красивую обложку свежего глянцевого журнала, который показывает семью знаменитого артиста, но, оказывается, статья в журнале посвящена его разводу с женой.

Тем не менее, по словам эксперта, нельзя впадать в пессимизм. Социсследования показывают, что эта тема крайне актуальна для основной целевой аудитории - молодежи. Она связывает свое будущее именно с созданием семьи. И считает что семью надо создавать в возрасте от 20 до 30 лет. При этом молодые люди считают, что детей должно быть много. И всего лишь 15 процентов желают иметь только одного ребенка. Необходимо всячески поддерживать молодежь в этих стремлениях создать полноценную семью.

Эксперт: В основном семейные ценности порочат федеральные СМИ

При этом, по мнению Мищенко, важен и международный опыт. Хорошо известна венгерская программа "2+". Опыт японцев, когда отцу новорожденного ребенка предоставляется 40-дневный отпуск. А инициативы Католикоса-Патриарха Грузии Илии Второго, который крестит каждого третьего и последующих детей, вызвала настоящий демографический бум. Поэтому СМИ необходимо показывать положительный мировой опыт, чтобы в своей собственной стране формировать доброжелательное социокультурное семейное пространство.

- Простых ответов на вопрос, как сформировать мышление современного человека, нет, - считает Владимир Мищенко. - Сейчас, по мнению выступавших на форуме "Святость материнства", идет речь о выборе, по какому пути пойдет общество. Мы убедились, что положение дел здесь складывается из мельчайших нюансов, в том числе и словесных оборотов, которые входят в нашу жизнь. Сегодня понятие "нежелательная беременность" становится уже обыденностью. И постепенно стирается понимание того, что рождение ребенка - это счастье. Что семья, это прежде всего любовь. Важно, чтобы молодые люди осознали это.

Известный тележурналист Сергей Брилев в свою очередь отметил, что даже если СМИ освещают такую позитивную тему, как многодетные семьи, делается это зачастую кондово и неинтересно. Сегодня, по его словам, стандартный сюжет про многодетную семью - как они пьют чай с баранками, "чего в жизни в принципе не бывает". А потом ребятишки играют на детской площадке. "Это прекрасно, но смотреть на это невозможно", - уверен эксперт.

Поэтому сейчас перед тележурналистами, освещающими семейную тематику, стоит проблема. Как сделать новостной сюжет, который бы дал не только хороший рейтинг, но и "сердечную реакцию добротного сериала", в конце которого герои женятся.

То, что эта тема востребована, показывают социологические опросы. Причем, больше удивляют сами журналисты. Если, согласно опросам, 58 процентов населения считает, что семейной тематике уделяется крайне мало внимания СМИ, то у самих журналистов эта цифра достигает 79 процентов.

- За семьи обидно, - делится тележурналист, - они приняли кучу детей, а начинаешь их показывать и упираешься в тот же чай с баранками. Хотя мы потихоньку начали что-то нащупывать и смогли выйти за границы этого "чая". Здесь очень многое упирается в талант, настроенность на работу конкретного корреспондента.

СМИ и соцсети Москва Столица