В Российском университете Дружбы народов собрались представители самых разных литературных профессий - писатели, поэты, книгоиздатели, учителя литературы. Инициаторами Собрания стали потомки классиков русской литературы - Достоевского, Лермонтова, Пастернака, Пушкина, Солженицына, Шолохова, Толстого.
Владимир Путин, открывая пленарное заседание, отметил беспрецедентность встречи: "Впервые в России собрались все те, кто имеет прямое отношение к такому всеобъемлющему явлению, как русская литература. Приехали и специалисты из-за рубежа". У всех, кто откликнулся на приглашение, есть общая тревога, считает президент: "Это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи". По его словам, Россия утратила статус самой читающей страны в мире: россияне отводят чтению книг с каждым годом все меньше. Причиной тому, по оценке главы государства, развитие цифровых технологий и утрата книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний. Это не радует президента, ведь "именно в литературном тексте живет и создается язык". Неудивительно, что падает уровень общей культуры населения, а современный разговорный язык оскудел.
2015 год президент предложил объявить Годом литературы. Но одного этого, конечно, мало, чтобы страна снова начала читать. Как вернуть русской литературе утраченные позиции и сделать знание классики и достойных книжных новинок "правилом хорошего тона"? По мнению Путина, нужен комплексный подход - долгосрочная система мер поддержки. Раскрученные книги и авторы, по оценке президента, и сами смогут пробить себе дорогу. Однако далеко не всегда это удается качественной детской литературе, академическим изданиям и собраниям сочинений классиков.
Владимир Путин предлагает начать со школы: изменить программы преподавания литературы и русского языка в старших классах - за счет увеличения часов по этим предметам. Вместе с тем, по словам президента, одной лишь прибавкой количества уроков проблему не решить. "Огромную роль играют личность педагога, его талант, способность мотивировать детей к изучению богатства русского языка", - подчеркнул глава государства.
Как раз эта тема и волновала многих собравшихся. "Возвращение сочинения на экзамены для выпускников школ и механическое увеличение ранее урезанных часов на уроки литературы не решит проблему, - согласилась с президентом вдова Александра Солженицына, президент "Русского общественного фонда помощи преследуемым и их семьям" Наталья Солженицына. - Она - в ухудшении уровня преподавания, подготовки учителей, а также в том, что преподавателей "задушили" необходимостью выдавать кипу отчетов. Такого не было ни до, ни после большевиков".
Наталья Солженицына опасается, что в результате школа может превратиться в конвейер по массовому воспроизводству невежества. Преподаватели, собравшиеся на встречу, подтвердили ее слова по поводу засилья бюрократии в школах. "Теперь нельзя сказать ученикам: "Откройте тетради". Ныне говорят: "Откройте рабочее поле", - свидетельствовал педагог Сергей Волков. - Учитель теперь не добирается до текстов литературы, потому что окружен бюрократическими текстами. Давайте перестанем заставлять учителей собирать килограммы бумаг!"
"Это результат того, что представители так называемого креативного класса пробрались в министерство образования и там все это рисуют, - оценил Путин. - Как правило, это люди с творческим началом и делают много хорошего, но иногда перебарщивают". Надо создать "механизм живого общения" школьных учителей и чиновников Минобразования, советует президент.
Литераторы попросили президента помочь с объединением разобщенного сейчас литературного сообщества. "Наша помощь будет исключительно технической и технологической, - не стал излишне обнадеживать их собеседник, в целом поддержав идею. - Чтобы никто ни вас, ни нас не обвинял в том, что создается какая-то опять на потребу власти провластная структура". Путин подчеркнул, что создание подобных союзов должно быть добровольным делом самих писателей.
Говорили собравшиеся не только о проблемах литературы и школы, но обратились и к политике. Например, вспомнили акции протеста на Болотной. В ответ на реплики литераторов глава государства пообещал не допустить гонений за политические взгляды. "У нас никто не хватает и не сажает за мысли, за позицию, за политические взгляды. И этого мы никогда не допустим", - заявил он. По его словам, в ряде демократических стран полицейский может застрелить человека, если тот протянет руку в карман, и представитель закона заподозрит, что тот хочет вынуть оружие. "Примеров много, чуть ли не каждую неделю. Сразу прямо без слов пулю в лоб, и все. Мы, слава Богу, до такой демократии пока не добрались", - сравнил Путин. Россия же, обещал он, никогда не вернется в то прошлое, когда людей, не согласных с властью, высылали из страны или сажали в лагеря.