22.11.2013 21:59
Экономика

Путин: Отечественное двигателестроение не должно зависеть от импорта

Владимир Путин поддержал отечественное авиастроение
Текст:  Кира Латухина
Российская газета - Федеральный выпуск: №265 (6241)
О перспективах российского авиационного двигателестроения, в том числе и о мерах господдержки, Владимир Путин решил поговорить на заводе "Климов" в Санкт-Петербурге - одном из ведущих разработчиков и производителей газотурбинных двигателей. Перед тем как встретиться с чиновниками, глава государства осмотрел учебный центр, цеха и новые производственные линии.
Читать на сайте RG.RU
Рабочая поездка Владимира Путина в Северо-Западный федеральный округ

"Наша задача - укрепить научно-производственный, кадровый потенциал отечественных предприятий авиационного двигателестроения, - заявил президент. - Должен сказать, я с вами давно хотел повидаться, поговорить на эти темы, потому что от того, каковы перспективы непосредственно в вашей отрасли, зависит весь наш авиапром на перспективу".

"Ну а если уж по-честному, вы это хорошо знаете, если в боевой авиации есть естественные проблемы, которые решаются и, я уверен, будут решены, то для гражданского авиастроения двигателестроение - один из самых существенных элементов, которые пока, надо прямо сказать, не дают нам возможности прорваться на мировой рынок, - Путин не скрывал проблем. - И свои-то собственные компании-перевозчики, вы знаете, как они закупают нашу технику: прежде всего исходя из характеристик, связанных с шумами, потреблением топлива, ну и других характеристик".

Президент напомнил, для чего, собственно, создавалась Объединенная двигателестроительная корпорация, в которой сосредоточились технологические, интеллектуальные и финансовые ресурсы. И движение вперед уже есть: по сравнению с 2009 годом выпуск двигателей удвоился, расширена продуктовая линейка, запущены проекты по разработке двигателей новых поколений, есть спрос за рубежом, особенно применительно к вертолетной технике. "Только в прошлом году экспортные поставки компании превысили 43 млрд рублей. Это почти половина общей выручки корпорации", - привел он цифры.

Путин обсудил с чиновниками и экспертами проблемы экономического роста

Продукция должна быть инновационной и качественной, обозначил глава государства. Надо больше производить двигателей, сертифицированных по международным требованиям и стандартам. "Безусловно, это сложная, длительная процедура, но именно она открывает нам новые международные рынки", - пояснил он.

"В последние годы в рамках государственной программы вооружений мы серьезно нарастили объемы заказов боевых самолетов и вертолетов, - напомнил Путин. - Причем речь идет о технике с принципиально новыми, более высокими техническими характеристиками". Президент хотел знать, насколько такое расширение производства обеспечено перспективной линейкой двигателей. В том числе как продвигаются испытания двигателя для истребителя пятого поколения, а также создание двигателя для перспективного скоростного вертолета. "Что касается истребителя пятого поколения, то мы знаем, на каком двигателе он сегодня летает. В принципе летчики-испытатели довольны, но нам также хорошо известно, какие задачи стоят в этом отношении", - заметил он.

В гражданской авиации один из ключевых приоритетов - новый среднемагистральный пассажирский самолет "МС-21". "Знаю, что демонстрационный двигатель для этой машины готов, проходит испытания. Важно не затягивать его сертификацию, чтобы в запланированные сроки приступать к серийному производству", - определил задачи глава государства.

"Особые усилия должны быть сосредоточены на обеспечении независимости российского авиастроения от зарубежных производителей двигателей, а также от поставок импортных комплектующих, - указал президент. - Пока что доля импорта в некоторых случаях достаточно высока". По отдельным вертолетным двигателям может достигать 80%. "Нужно развивать собственную компонентную базу, повышать глубину локализации производства", - добавил Путин.

"Для дальнейшего развития Объединенной двигателестроительной корпорации важно решить все финансовые проблемы, - объяснил глава государства. - В том числе это прямо касается снижения имеющейся долговой нагрузки... Несмотря на то, что выручка корпорации в течение последних лет активно растет, она остается убыточной из-за долгов, унаследованных от вошедших в нее предприятий. Здесь, конечно, нужны какие-то свежие подходы, вопросы, связанные с санацией, в которой необходимо предусмотреть меры по снижению долговой нагрузки и производственных издержек, а также по оптимизации продуктового портфеля ОДК".

После совещания президент приехал на открытие чемпионата мира по самбо во Дворец спорта "Юбилейный" и вручил награды победителям первого дня соревнований.

Авиатранспорт Санкт-Петербург Северо-Запад