Ми-2. Фото: Трушников/РИА Новости www.ria.ru
Простой и надежный работяга Ми-2, летающий уже полвека в 37 странах мира, много снимался в кино. Им управлял Валентин Мизандари в "Мимино", боевой вариант Ми-2 уничтожил пришельцев в картине "Отель "У погибшего альпиниста". Ударная модификация Ми-2УРП вооружалась 23-миллиметровой пушкой, двумя пулеметами РПК и четырьмя противотанковыми ракетами "Малютка" на внешней подвеске.
Ми-4. Фото: Мещеряков/РИА Новости www.ria.ru
На базе двухпалубного Ми-4 была создана люксовая модификация с шестиместным салоном. Первый такой вертолет построили для правительства Йемена, затем сделали машины для руководства СССР и командования советских ВВС. Они имели улучшенную шумовиброизоляцию и спецсвязь.
Ми-4 стал первым вертолетом, выполнявшим регулярные пассажирские перевозки по ста с лишним маршрутам. И все-таки строился он в первую очередь для армии: из 25 модификаций 15 - военные. В их числе Ми-4Н "Филин" - опытный образец для ведения ночной разведки, ударный противолодочный торпедоносец Ми-4Ти радиоуправляемая мишень.
Ми-14. Фото: Przemyslaw "Blueshade" Idzkiewicz/Википедия
Для нужд военно-морского флота был разработан противолодочный вертолет Ми-14. За основу взяли хорошо себя зарекомендовавший Ми-8, но фюзеляж сделали лодочный с боковыми поплавками для поперечной устойчивости. Шасси впервые в истории отечественного вертолетостроения стало убирающимся.
Для поиска подводных лодок Ми-14 оснастили радиолокатором, опускаемой гидроакустической станцией, магнитометром, аппаратурой передачи данных и поисково-прицельной системой "Кальмар". Вертолет был вооружен противолодочными торпедами и глубинными бомбами.
Ми-26. Фото: Олег Прасолов/РГ
Первые опыты по перевозке груза на внешней подвеске проводились еще на Ми-4, а следующий грузовик, Ми-6 создавался уже специально для перевозки тактических ракет "Луна". Он стал первым вертолетом, превысившим скорость в 300 километров в час, всего на Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Из-за сходства силуэта и габаритов Ми-6 часто путают с Ми-26.
Последний участвовал в нескольких уникальных операциях: эвакуировал с территории Афганистана на внешней подвеске Ми-8, два вертолета ВВС США и один голландский, перевозил Ту-134 с аэродрома "Пулково" на полигон МЧС под Санкт-Петербургом. В 1996 году Ми-26 использовался при построении большой формации из парашютистов, занесенной в книгу рекордов Гиннеса. Подняв в этот день 224 пассажира на шесть километров, вертолет установил мировой рекорд.
Самый необычный из тяжеловесов - Ми-12, самый большой вертолет в мире. Его создали для перевозки компонентов баллистических ракет к местам их базирования (дороги туда не предусматривались). Моторы и винты суперкоптера располагаются на крыльях обратного сужения. Внутри крыла проходит вал, синхронизирующий четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 24 тысячи лошадиных сил. В августе 1969 года этот вертолет поднял 44 тонны груза на высоту 2,2 километра, установив рекорд, не побитый до сих пор.
Ми-28. Фото: Сергей Михеев/РГ
В конце XX века фирма Миля создала два ударных вертолета, которые на сегодняшний момент являются основными в российских ВВС. За характерный профиль летчики прозвали Ми-24 "Крокодилом". Машина имеет мощное вооружение: 12 управляемых ракет на внешней подвеске и 23-миллиметровая автоматическая пушка в носовой подвижной установке. Очередь из нее разносила в пыль глиняные крепости афганских моджахедов.
Ми-28, по классификации НАТО "Опустошитель" - вертолет интеллектуальный. Его бортовой вычислительный комплекс соответствует требованиям боевых машин пятого поколения. Он позволяет автоматически координировать действия вертолетов в группе, параллельно применять вооружение по разным целям. Необходимая экипажу информация выводится на лобовые стекла кабин.
Особое внимание в Ми-28 уделено живучести и спасению экипажа. Кабина бронирована керамикой, топливные баки автоматически затягиваются, лопасти выдерживают попадание 30-миллиметровых снарядов. Если же машина все-таки гибнет, то на высоте более 100 метров отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери кабин, перерезаются привязные ремни, надуваются трапы, помогающие летчикам не задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает вертолет с парашютами.
На меньших высотах ремни, наоборот, затягиваются, фиксируя летчиков в энергопоглощающих креслах. Удар о землю сперва гасят стойки шасси, затем кресла, способные в четыре раза погасить вертикальную перегрузку.