Напомним, что правительство Республики Корея проводило тендер на второй этап обновления парка боевых самолетов для ВВС страны. Проект носит название F-X. Сеул собирался закупить 60 боевых машин, на что выделено 8 триллионов 300 миллиардов вон (7,45 миллиарда долларов). Это самый крупный оборонный заказ Южной Кореи за всю послевоенную историю, из-за чего его уже окрестили "контрактом века". С самого начала было три претендента: американский концерн "Локхид Мартин", предлагавший истребитель F-35 А, также представляющий США "Боинг" с самолетом F-15 SE Silent Eagle и европейский концерн EADS с машиной Eurofighter Tranche 3 Typhoon. До финального этапа дошел только "Боинг". "Локхид Мартин" выбыл из-за чрезмерно высоких цен на свои истребители, а EADS из-за невыполнения требований тендера. Однако в итоге Сеул отказался и от F-15 SE, сославшись на не самые лучшие характеристики этих самолетов. Тендер было решено провести с самого начала.
О том, что Сеул после долгих мучений и споров все же решит закупить дорогие, но "невидимые" F-35, стало известно еще за несколько дней до этого, когда в прессу просочились сведения о новых требованиях, которые выдвинули ВВС. Эти правила фактически не оставили двум другим претендентам - F-15 и Eurofighter Tranche 3 Typhoon - никаких шансов на успех. Единственной интригой оставалось количество самолетов F-35, которые закажет Сеул у "Локхид Мартин". Правда и здесь сразу стала фигурировать цифра именно в 40 машин.
В ходе состоявшегося в пятницу 22 ноября заседания Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Республики Корея было решено закупить сначала 40 машин F-35 A. Истребители будут поступать в войска в период с 2018 по 2021 гг.
Вместе с тем, военные подчеркнули, что им в рамках модернизации ВВС необходимо 60 новых истребителей, а потому вопрос о приобретении оставшихся 20 единиц будет решен позже "с учетом изменений ситуации в сфере безопасности, тенденций развития науки и техники, а также новых требований к боевой технике".
Если же говорить совсем прямо, то у Южной Кореи попросту не хватило денег на 60 единиц F-35. В условиях отсутствия возможности получить новые средства, неуступчивости "Локхид Мартин" в отношении цены и необходимости "заткнуть дыры" в воздушной обороне и было решено "пока купить" 40 машин F-35.
Правда, даже после этого, по словам экспертов, в период 2017-2018 гг. ВВС Южной Кореи будут испытывать нехватку в 50-80 истребителей, так как устаревшие F-4 и F-5 будут списаны, а новые самолеты пока не появятся.
Интрига в определенной степени остается по поводу оставшихся 20 самолетов. Фаворитом по-прежнему считаются именно F-35, и скорее всего именно их Сеул приобретет несколько лет спустя, когда "наскребет деньги". Но не исключено, что правительство Юга примет во внимание и голоса оппонентов, которые указывают на слабое вооружение F-35 и необходимость получения зарубежных технологий для создания собственного южнокорейского истребителя в рамках проекта (KF-X). А тут уже появляется шанс для двух других конкурентов - "Боинга" с самолетом F-15 SE Silent Eagle и европейского концерна EADS с машиной Eurofighter Tranche 3 Typhoon. Эти две компании заявили о готовности пойти на передачу технологий Сеулу в случае получения контракта, да и вооружения эти машины могут нести больше, так как не приносят боенагрузку в жертву "невидимости".
Но, насколько можно судить, вопрос об оставшихся самолетах будет решаться позже. Их собираются поставить на дежурство лишь в 2023-2024 гг., а потому время для раздумий у корейцев есть.
По поводу же 40 машин F-35 A,которые Сеул решился-таки заказать, известно, что в Корею будут поступать модели "блока 3" проекта F-35, разработка которых будет завершена в 2016 г. На этих самолетах будут стоять ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-земля". Будет иметься возможность нести оружие на внешней подвеске. Однако повторимся, их еще предстоит разработать и испытать, что и смущало некоторых экспертов. Южная Корея в итоге решила в этом плане рискнуть, посчитав, что малая заметность на радарах стоит и таких денег, и всех возможных рисков.
Представители Министерства обороны Южной Кореи пояснили, что F-35 A имеет "внутреннее" вооружение ,состоящее из 2 ракет класса "воздух-земля" и 2 ракет "воздух-воздух". Таким образом южане смогут одновременно запустить по КНДР 80 ракет с самолетов-"невидимок" F-35 A, что существенно увеличивает ударную силу Сеула. Именно так в Сеуле прокомментировали новость о приобретении новых самолетов.
Очевидно также и то, что на решение Сеула в пользу "невидимок" повлияло и то, как очень нервно реагировал Пхеньян на прилет на Корейский полуостров других самолетов с технологией "стелс" - F-22. "Прилет американских F-22 устроил большой переполох в армии КНДР, которая пыталась их обнаружить. Мы также зафиксировали, что во время присутствия в нашем воздушном пространстве "невидимок" военное руководство Северной Кореи резко сократило свои передвижения", - сообщил источник в военном ведомстве Южной Кореи.
Стало также известно, что военные приняли решение внести определенные изменения в планы по созданию собственного истребителя. По слухам, Сеул намерен к 2020 г. завершить разработку истребителя KF-X, а с 2023 года начать принимать свои машины в состав вооруженных сил.
История принятия на вооружение самолетов в ВВС Южной Кореи:
1950 г. (июль) - F-51
1955 г. (июнь) - F-86 F
1965 г. (апрель) - F-5 A
1969 г. (август) - F-4 D
1974 г. (август) - F-5 E
1976 г. (октябрь) - A-37 B
1977 г. (сентябрь)- F-4 E
1986 г. (апрель) - F-16
1994 г. (декабрь) - KF-16
2005 г. (ноябрь) - F-15 K
2018 г. (планы) - F-35 A