В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все образовательные учреждения России обязаны снижать энергопотребление на 3% ежегодно. Таким образом, к 2014 году потребление энергии необходимо снизить на 15%. Это единые требования ко всем бюджетным организациям.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет контроль выполнения установленных нормативов подведомственными Минобрнауки России организациями.
Сегодня успехи очевидны: проведен энергетический аудит в подведомственных учреждениях, сформированы программы проведения энергосберегающих мероприятий, назначены ответственные за их внедрение. Началась активная реализация энергосберегающих мероприятий.
Преимущества - очевидны
В первую очередь образовательные учреждения стараются внедрять беззатратные и организационные мероприятия. По нашим данным, такие мероприятия составили около 60% от всех, запланированных до 2015 года. Прежде всего речь идет о простых решениях: дополнительная изоляция оконных проемов, регулирование освещения в неиспользуемых помещениях, использование энергосберегающих источников света.
Между тем внедрение затратных энергосберегающих мероприятий идет медленнее, чем хотелось бы. По ним запланированные работы удалось реализовать примерно на 30%. Причиной такого отставания является необходимость внедрения сложных технических решений, что, в свою очередь, подразумевает серьезные финансовые вложения. Так, существенная экономия тепловой энергии напрямую связана с автоматическим регулированием температуры в соответствии с внешними условиями. А с учетом того, что тепло составляет порядка 60-70% потребления всех ресурсов в образовательных учреждениях, внедрение таких мероприятий необходимо. Для этого многим учреждениям может понадобиться существенное техническое переоснащение отопительных систем.
Очень важно, чтобы руководители и лица, ответственные за энергосбережение, четко понимали, что есть возможность проводить высокобюджетные мероприятия без серьезных финансовых вложений, используя банковские инструменты, в том числе - лизинг или энергосервисные контракты.
К сожалению, в России рынок энергосервисных компаний, которые могут инвестировать средства в реализацию высокозатратных энергосберегающих мероприятий, пока развит очень слабо. Тем не менее в некоторых образовательных учреждениях уже есть опыт успешной реализации таких контрактов. И сегодня министерством ведется активная работа по развитию экономической и правовой базы для их реализации. Это позволит подведомственным организациям активнее использовать опыт и финансовые возможности энергосервисных компаний для осуществления высокозатратных мероприятий с большим сроком окупаемости. Надеемся, что в 2014 году реализация мероприятий, требующих повышенных финансовых вливаний, будет идти эффективнее.
Экономить - выгодно
Министерство образования и науки, со своей стороны, предпринимает все возможные меры для претворения намеченных планов в жизнь. Но еще важнее убедить руководителей образовательных учреждений в необходимости и экономической эффективности проведения энергосберегающих мероприятий. Это не просто государственная задача, а необходимое условие существования.
Часто представители подведомственных организаций говорят о необходимости дополнительного финансирования программ энергосбережения или материального стимулирования лиц, ответственных за проведение энергосберегающих мероприятий. Подобная постановка вопроса в корне не правильная. В результате внедрения энергоэффективных мероприятий образовательное учреждение получает серьезную экономию финансовых средств. Эти деньги остаются в организации и, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", их можно направлять в том числе на фонд оплаты труда. Использовать такую возможность необходимо.
Минобразования РФ готово обучать ответственных за энергосбережение и, в первую очередь, это необходимо делать в таких социально значимых сферах, как образование и жилищно-коммунальное хозяйство. В этой связи позитивным является создание Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства во главе с Михаилом Менем, с которым сложились конструктивные отношения по вопросам повышения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях, расположенных в Ивановской области. Также министерство готово проводить мероприятия, направленные на обеспечение возможности обмена опытом реализации программ энергосбережения в подведомственных организациях. Образовательные учреждения должны научиться жить в рыночных реалиях и использовать свои технические, управленческие и научные возможности для решения поставленных задач.
Следуя букве закона
Несмотря на упомянутые сложности, на сегодняшний день наши подведомственные учреждения в целом выполняют все нормы законодательства. Можно сказать, что первый этап реализации программы энергосбережения осуществлен.
Установленные приборы учета в образовательных учреждениях позволяют осуществлять плановый контроль за расходованием энергетических и топливных ресурсов. Проведенный энергетический аудит в подведомственных организациях позволяет сформировать план комплексных мероприятий, позволяющих повысить энергетическую эффективность образовательных и научных организаций. Однако, к сожалению, не обошлось без трудностей. Несовершенство существующих на данный момент конкурсных процедур позволяет недобросовестным организациям получать контракты за счет серьезного занижения стоимости работ в ущерб качеству. В результате организация получает энергетический паспорт, но при этом программа реализации энергосберегающих мероприятий носит формальный характер и не может быть внедрена без существенной доработки.
В этой связи особое значение приобретает умение правильно формулировать требования к энергосервисным компаниям и к организациям, проводящим энергоаудит. Руководители подведомственных организаций и ответственные за энергосбережение должны четко понимать, что включает в себя качественная программа энергосбережения и в каких формах могут быть реализованы финансовые отношения между образовательными учреждениями и энергосервисными компаниями.
Сегодня отмечается небольшое отставание в соблюдении требований законодательства по ежегодному снижению энергоресурсов на 3%. Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, требования законодательства не учитывают стартовых показателей образовательных учреждений. Так, в ряде вузов к моменту начала программы уже велась активная работа по энергосбережению, и сегодня им достаточно сложно обеспечить означенную ежегодную экономию. Однако министерство, со своей стороны, вынуждено требовать соблюдения этой нормы с подведомственных организаций.
Во-вторых, у руководителей и лиц, ответственных за энергосбережение, может быть недостаточно опыта внедрения и финансирования проектов. Поэтому необходимо обеспечить прохождение программ повышения квалификации в сфере энергоэффективности в образовательных учреждениях для всех ответственных лиц.
И, наконец, существуют серьезные проблемы с организацией и координацией деятельности в области энергосбережения внутри учреждений. Поэтому, одним из основных требований на 2014 год должно стать внедрение эффективной системы управления энергетическими и тепловыми ресурсами или энергоменеджмента. В 2012 году Министерством на основе международного стандарта ISO 50001 был разработан ведомственный стандарт администрирования процессов повышения энергоэффективности с учетом российских реалий и требований российского законодательства. Стандарт подразумевает единые требования к процессам администрирования и управления процессами энергосбережения. Подведомственные организации уже начали работу по его внедрению. Надеемся, что в следующем году мы сможем увидеть положительные результаты.
Объединить образование, науку и производство
Одним из неоспоримых достижений в реализации задач энергосбережения стоит признать создание сети комплексных центров образования в области энергосбережения с участием ведущих производителей энергоэффективной продукции. Сегодня во всех регионах Российской Федерации на базе ведущих вузов образовано 8 центров. В их задачи входит создание лабораторий для осуществления научно-технических разработок и НИОКР, решение вопросов подготовки и переподготовки специалистов, проведение обучающих мероприятий для студентов и школьников, осуществление консультативных работ в области повышения энергоэффективности образовательных учреждений, включая проведение энергоаудита и реализацию энергосервисных контрактов.
Комплексные центры должны стать примером эффективной реализация требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на стыке образования, науки и производства и оказывать прежде всего методологическую поддержку всем образовательным учреждениям, особенно в обучении высококвалифицированных специалистов и реализации энергосберегающих мероприятий.
Партнерство по-новому
Министерство образования и науки РФ осуществляет контроль за реализацией программ по энергосбережению на регулярной основе с использованием нескольких ключевых механизмов мониторинга ситуации. Во-первых, это общий контроль исполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", доведенных до подведомственных организаций через Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2012 г. N 309 "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Во-вторых, в рамках действующих государственных контрактов проводятся работы по апробации достигнутых результатов на базе выборочных организаций.
Контроль реализации конкретных программ по энергосбережению осуществляется на уровне отдельных образовательных учреждений. Задачей министерства является контроль сроков принятия и достижения установленных законодательством показателей экономии в результате реализации программ.
Как я уже говорил, все подведомственные учреждения в целом укладываются в установленные законом нормативы.
В следующем году ожидается позитивная динамика, прежде всего за счет внедрения новых форм партнерства, в том числе энергосервисных контрактов. Их применение позволит подведомственным организациям реализовывать технически сложные и затратные энергосберегающие мероприятия. Это, в свою очередь, приведет к существенному снижению энергопотребления.
Мы надеемся, что в следующем году все запущенные нами мероприятия дадут результат, и достижения в области энергоэффективности станут очевидными. Очень важно, чтобы руководители подведомственных организаций заняли активную позицию в решении этих вопросов.
1965 Родился в Северной Осетии
1988 Окончил Горский сельскохозяйственный институт
1996 Окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации
1998 Окончил Московский государственный социальный университет по специальности "юриспруденция"
2005 Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности "государственное управление"
1990-1991 Генеральный директор городского Центра делового сотрудничества
1991-1994 Главный специалист Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике
1994-1997 Начальник отдела, руководитель Департамента Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям РФ
1997-2003 Первый заместитель директора Института народов России при Министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям Российской Федерации
2003-2004 Советник министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации
2005 Заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям
2010 Директор Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Министерства образования и науки Российской Федерации
2010 Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Владимир Путин, президент РФ
Дефицит специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства приближается к 70%. Необходимо обеспечить подготовку и переподготовку кадров, чтобы в отрасль приходили профессионалы, способные создавать современный цивилизованный рынок коммунальных услуг.
В 2012 году министерством на основе международного стандарта ISO 50001 был разработан ведомственный стандарт администрирования процессов повышения энергоэффективности с учетом российских реалий и требований российского законодательства