Именно с БГ у многих любителей рок-музыки начиналась любовь к русскому языку. Еще в далеком 1972 году, когда большинство меломанов предпочитали внимать англоязычным Deep Purple, Led Zeppelin и Rolling Stones, он уже начинал свои диковинные и волшебные игры со словом и звуком. То самое действо, которому точнее всего подходят строчки из его более поздней песни: "это только наши танцы на грани весны"... Вместе с давним другом Анатолием "Джорджем" Гуницким БГ фактически и создавал новый русский рок. И с тех пор "Аквариум" - это не просто песни, а еще и свой язык, порой полный зашифрованных мудростей, истин, размышлений или сарказма, мир образов, персонажей, тем, новых эпических героев. Вместе с Гребенщиковым в русский рок пришло небывалое прежде обилие тем, идей, поэтических форм и эрудиции.
В его песнях два тракториста запросто шли отдыхать на бугор с томиком Жан-Поль Сартра, а император Нерон превращался почти в знакомого по коммунальной квартире (в которой, было время, жил и сам БГ). Благодаря именно его песням многие слушатели невольно лезли в словари, чтобы понять, о ком идет речь в любимых хитах. А Борис Гребенщиков (которого в начале карьеры чаще называли просто Боб) был для многих вроде неназидательного, мудрого профессора, ненароком открывающего глубины и широту мира, которого они еще не знали. Хотя и спел как-то на альбоме "Радио Африка" и про "Искусство быть смирным", и "Песни вычерпывающих людей"...
Да и сам БГ, кажется, никогда не умел тормозить, а все время шел дальше, продолжая открывать для себя еще что-то новое в жизни. То индийскую или кельтскую музыку, то святые истины христианства, то замечательные премудрые книги, то этапы истории страны. Делился этим через песни и почти обо всем имел свое собственное мнение - часто парадоксальное, саркастичное или философски-беспокойное, заставляя и слушателя тоже задумываться. И не быть "Сыновьями молчаливых дней" (как спел "Аквариум" еще в 1982 году в одноименной песне, которую ныне уже давно не исполняет в концертах).
А потом в его песнях появлялись Иван Бодхидхарма, Никита Рязанский, Кад Годдо (поэма легендарного кельтского барда Х века Гвиона ап Гвернаха), Дубровский, Елизавета... При этом мало кто из других звезд решался перепеть песни БГ, предусмотрительно полагая, что лучше и органичнее их уже не сделаешь. Разве что Гарик Сукачев отважился: сделал на недавнем альбоме "Внезапный будильник" кавер-версию "Человека из Кемерова". И не прогадал...
В начале года БГ заявлял, что распускает "Аквариум". Но хорошо, что, похоже, передумал: фактически группа продолжает выступать. Хотя на благотворительном концерте в помощь бездомным людям 2 ноября состоялось именно выступление БГ, да и новый сингл издан под титулом "БГ+".
На декабрь назначено несколько "больших именинных концертов" (как назвал их сам музыкант): в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Риге. А 3 декабря у БГ открывается и выставка живописи в столице: "Борис Гребенщиков. Свойства пейзажа"... И в самом деле некогда праздновать.