Михаил Мамиашвили, олимпийский чемпион Сеула и трехкратный чемпион мира, ныне он - президент федерации спортивной борьбы России. Во время мемориала Олега Караваева корреспондент "СОЮЗа" пообщался с прославленным борцом.
Михаил Геразиевич, наверное, толком отметить день рождения и не успели?
Михаил Мамиашвили: Даулет Турлыханов родился на три дня раньше меня. Поэтому ему, как старшему, было отдано право созвать друзей на юбилей раньше. Я же планирую это сделать 8 декабря.
Насколько важен для российской сборной турнир памяти Олега Караваева?
Михаил Мамиашвили: Сейчас идет серьезный смотр. Одна команда у нас в Азербайджан улетела бороться, вторая - в Бразилию. А часть ребят мы привезли в Минск. Причем не могу сказать, что это какие-то вторые или третьи номера. Призер Олимпийских игр, победитель Кубка мира, призер чемпионата Европы... В общем, во всех весовых категориях мы выставили далеко не мальчиков для битья. Перед финальными схватками я собрал своих борцов и сказал им: "Для каждого из вас этот турнир - шанс доказать свою состоятельность и преодолеть еще одну ступеньку на пути в состав олимпийской сборной". И на ковре они цеплялись зубами. Думаю, 60-70 процентов этих борцов окажутся в сборной России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
В феврале исполком МОК рекомендовал исключить борьбу из программы Игр. Трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин недавно сказал, что воспринял то решение как личное оскорбление. А вы?
Михаил Мамиашвили: Я с Александром Александровичем в этом вопросе полностью солидарен. Благо, здравый смысл возобладал, и нам удалось отстоять для борцов их историческое право быть в олимпийской семье. Отмечу, очень большую роль в положительном решении вопроса сыграл президент России. Очень помогла поддержка мировой спортивной общественности и дружеские контакты с ключевыми федерациями, в частности - с вашей. Глава Белорусской федерации борьбы Юрий Чиж занял бескомпромиссную и последовательную позицию.
Вскоре после того, как над борьбой навис дамоклов меч исключения из олимпийской программы, были пересмотрены правила. И многие специалисты сходятся во мнении, что вид спорта стал более привлекательным для болельщиков.
Михаил Мамиашвили: Мы смогли в кратчайшие сроки вернуться к тем правилам, которые были когда-то и нравились зрителям. И, конечно, борьба сейчас намного интересней. Формат схваток таков, что хорошо подготовленный технически, тактически и физически спортсмен может проявить свои лучшие качества. На ковре есть динамика, драматизм. А именно это в первую очередь по душе болельщикам.
Довольны ли вы тем, на каком уровне находится сотрудничество с Белорусской федерацией борьбы?
Михаил Мамиашвили: Она - наш самый главный стратегический партнер. Анатолий Белоглазов тренирует сборную Беларуси по вольной борьбе. Кроме того, мы плодотворно обмениваемся опытом, осуществляя совместный тренировочный процесс. Российские борцы постоянно занимаются в "Стайках", ваши же спортсмены с недавних пор начали приезжать на сборы в Россию, что, кстати, для других команд недоступно. Сильные растут среди сильных.
Сейчас борьба в Беларуси переживает непростые времена. И представители греко-римского стиля, и "вольники" остались без медалей на последней Олимпиаде в Лондоне...
Михаил Мамиашвили: В советские времена, конкурируя с россиянами, армянами, грузинами, Беларусь делегировала в состав сборной СССР по 5 спортсменов. Игорь Каныгин, Михаил Прокудин, Анатолий Федоренко - это лишь несколько фамилий. У белорусской борьбы очень глубокие традиции. И в суверенной истории было немало побед. Сейчас тренерский штаб во главе с отличным специалистом Камандаром Маджидовым обновляет состав. Процесс этот болезненный, но со временем даст свои плоды. Турнир памяти Олега Караваева, в частности, показал, что греко-римская борьба в Беларуси находится на правильном пути. Ваши борцы оказались в очень серьезной подгруппе. На предварительном этапе им пришлось соперничать с сильными поляками, украинцами и казахстанцами, но они уверенно вышли в финал. Да и российской команде с белорусами пришлось нелегко.