Об этом агентству Associated Press рассказал неназванный источник в Белом доме. По его словам, арсеналы предлагается уничтожить в международных водах Средиземного моря на борту сухогруза "Кейп Рэй", который принадлежит министерству транспорта США. Акваторию при этом будут патрулировать американские военные корабли. Впрочем, в совете национальной безопасности США уточнили, что этот план пока не утвержден окончательно. Ранее в Женеве замминистра иностранных дел России Михаил Богданов также говорил о том, что специалисты всерьез обсуждают возможность, чтобы провести операцию на специально оборудованных судах. По словам дипломата, "была надежда на Албанию, но там возникли внутренние проблемы".
В Организации по запрещению химического оружия тем временем подтвердили, что большое количество оборудования и материалов, которые требуются для безопасной загрузки химоружия в контейнеры, уже доставлено в Ливан. Оттуда эти установки транспортируют в Дамаск.
"До сих пор никто не проводил утилизацию химоружия в море, - рассказал "РГ" заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Андрей Загорский. - Таких прецедентов не было, если не считать случаев, когда затапливались корабли с канистрами на борту. Кстати, это серьезная проблема для Балтики. Та инициатива, с которой теперь выступили американцы, технологически вполне осуществима. До сих пор они не предлагали свои прямые услуги. Но сейчас вопрос перешел в практическую плоскость, а соседние страны отказались предоставить свою территорию для уничтожения сирийских арсеналов".
Эксперты "РГ" поясняют: речь идет всего лишь о переносе на борт сухогруза мобильных установок, которые обычно используются при утилизации химоружия на военных полигонах. Эта процедура осуществляется в соответствии с технологией гидролиза, которая давно опробована россиянами. Так что это вовсе не какое-то американское ноу-хау. Просто теперь наш опыт перенимают американцы, которым пришлось отказаться от устаревшей технологии сжигания на заводах. Что касается экологических рисков загрязнения окружающей среды, то, по мнению собеседников "РГ", он в море нисколько не выше, чем на суше.