Планы по строительству новой внутренней городской магистрали, призванной разгрузить единственную и главную дорогу, идущую через весь город - Курортный проспект, появились более 30 лет назад. Но тогда, еще во времена Советского Союза, до строительства дело не дошло. К проекту вернулись только во второй половине 2000-х, решив избавить всероссийскую здравницу от одной из самых больших проблем - отсутствия хороших автодорог. Строительство дублера Курортного проспекта стало важной составляющей государственной программы реконструкции и развития транспортной инфраструктуры города Сочи. Четырехполосная трасса обеспечивает связь между Большим Сочи и горными районами, проходит от 172-го километра федеральной трассы M-27 "Джубга - Сочи" до реки Агура.
Дублер Курортного проспекта - автомагистраль беспрерывного и бессветофорного движения с расчетной скоростью 100 километров в час (в горной местности - 75 километров в час) возводится транспортными строителями в условиях сложного климата Сочи, горной местности и густонаселенного города. Ключевая особенность строительства - трасса практически вся состоит из горных тоннелей и сложных эстакад. Строить на ровном месте было просто негде: с одной стороны - море, с другой - горы и заповедники национального парка. Прорубить дорогу в горе - это был единственный выход.
Наибольшие сложности возникли при строительстве последнего тоннеля - это глинистые грунты, ручьи, подземные реки и оползни. Строители "Трансстроя" смогли преодолеть эти вызовы природы, объединив два эффективных метода проходки - используемую впервые в России технологию сооружения тоннелей ADECO RS, когда разработка ведется сразу на полное сечение тоннеля, и уже зарекомендовавший себя при сооружении 1-й очереди дублера "ново-австрийский метод" проходки, когда разработка породы ведется в два уступа. Строительство дублера стало примером успешного международного сотрудничества.
Но главная сила стройки - это люди: инженеры, проходчики, механики и дорожники, которые, несмотря на опасности, связанные с ведением работ в тоннелях, продолжают строить и днем и ночью, и в будни и праздники. Недавно строители завершили ключевой этап. Произошла сбойка тоннеля на последнем участке - встретились идущие навстречу друг другу бригады проходчиков "Трансстроя". 90% самой сложной работы осталось позади. Помощник президента России Игорь Левитин на объекте поздравил проходчиков со значительным событием.
Пройдут годы после завершения строительства. Задумается ли проезжающий здесь на машине турист или житель Сочи, каким уникальным свершением стала эта трасса в горах среди рек? Одно точно: для профессионалов дорожной отрасли автомагистраль останется крупнейшим и сложнейшим комплексом тоннелей, который был построен в России за последние полвека.