Напомним, что на прошлой неделе тему борьбы с коррупцией правоохранители обсуждали в Генпрокуратуре. Вчера площадкой для обсуждения этой злободневной темы стал Следственный комитет, куда высадился представительный депутатский десант. Как выяснилось, народные избранники приехали в здание СК не случайно, их попросили помочь в борьбе с коррупцией как раз на законодательном уровне. Ведь ни для кого не секрет, что одной политической воли и жестких мер правоохранителей явно недостаточно для того, чтобы победить вороватых чиновников всех уровней. "Умные" коррупционеры, как правило, не воруют внаглую - они пользуются пробелами в законодательстве и, как говорится, "идут по краю", балансируя на грани закона и преступления.
По словам председателя СКР Александра Бастрыкина, "следствию приходится иметь дело с такими сложными схемами коррупционных преступлений, с которыми наши правоохранительные органы раньше даже и не сталкивались". В связи с этим глава СКР Александр Бастрыкин сразу напомнил депутатам о ранее предложенных Следственным комитетом инициативах. В том числе о введении объективной истины, о введении уголовной ответственности юридических лиц, по противодействию возможным злоупотреблениям при приватизации государственного имущества, противодействию выводу капитала за рубеж через "фирмы-однодневки", борьбе с финансовыми пирамидами и ряде других. Вчера он также предложил рассмотреть вопрос о возможном увеличении срока предварительного расследования по сложным многоэпизодным уголовным делам.
Своего руководителя дополнил и первый заместитель председателя СКР Василий Пискарев, который предложил внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, касающиеся порядка ознакомления с материалами уголовного дела. В частности, он предложил исключить из статьи 217 УПК РФ присутствие следователя при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами, дав возможность им изучать их копии, что давно практикуется в зарубежных странах. В соответствии с действующим УПК по окончании следственных действий следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, вещественные доказательства, фотографии, материалы аудио- и видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий.
Материалы дела изучаются обвиняемым и его защитником в присутствии следователя. Поскольку закон не ограничивает срок изучения подследственным и адвокатом материалов дела, эта процедура зачастую длится несколько месяцев.
Депутаты внимательно выслушали следователей и в свою очередь пообещали сделать все возможное. Так, по словам председателя думского Комитета по безопасности Ирины Яровой, сегодня на уровне государства предпринимаются максимальные усилия к тому, чтобы обеспечить правоохранителей, в том числе и Следственный комитет, достаточным правовым инструментарием для борьбы с коррупцией. По ее словам, в последние годы во многом благодаря и усилиям СКР в России выявляется большее количество фактов коррупционных преступлений, возбуждаются уголовные дела и проводятся расследования.
Если же говорить о конкретной деятельности СКР, то, по словам Александра Бастрыкина, в 2011 года было возбуждено более 15 тысяч уголовных дел в отношении должностных лиц за коррупцию.
Причем из них почти 7 тысяч в отношении взяткодателей. Кроме того, из этих 15 тысяч 134 возбуждено по организованным преступным группам, имеющим широкие связи в различных сферах. Как подчеркнул Бастрыкин, "борьба со взяточничеством будет продолжена, и ответственность должны нести оба - и дающие, и берущие взятку". Также за этот период принято 2,5 тысячи решений об уголовном преследовании лиц особого правового статуса. В отношении более 1,6 тысячи депутатов различных уровней и глав органов местного самоуправления, 16 судей и 216 адвокатов.
Также Бастрыкин отметил необходимость возврата института конфискации имущества в качестве наказания за коррупционные преступления, в частности за взятки.
Всего же правоохранительными органами в первом полугодии зарегистрировано более 29,5 тысячи преступлений коррупционной направленности, а к уголовной ответственности привлечено свыше 8,7 тысячи человек, совершивших коррупционные преступления, что почти на 20 процентов больше, чем в прошлом году. По данным надзорного ведомства, материальный ущерб от коррупционных преступлений в этом году вырос более чем в семь раз и за девять месяцев превысил уже 10 миллиардов рублей. При этом в первом полугодии 2013 года по оконченным делам о коррупции размер возмещенного в ходе следствия материального ущерба составил чуть более 16 процентов от причиненного - 1,4 из 8,7 миллиарда рублей.