Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 11 месяцев 2013 года упали на 6 процентов - с 2,685 до 2,513 миллиона единиц, сообщается в исследовании Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
При этом в целом "в минусе" оказались отечественные автогиганты, а производители авто премиум-класса готовятся закрыть год "в плюсе".
На это есть причины, считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. Срок владения дорогим автомобилем меньше, чем бюджетным - в среднем три года против пяти, их владельцы чаще покупают новые машины. При этом корпоративные клиенты, в том числе органы государственной власти и государственные учреждения, предпочитают приобретать именно авто в средней или высшей ценовой категории.
В то же время в течение 2-3 лет после кризиса был в основном удовлетворен отложенный спрос на дешевые машины, а средний срок владения ими еще не истек. В этот же период рынок был насыщен сравнительно недорогими иномарками, и сейчас они начинают выходить на вторичный рынок. Обычный потребитель стоит перед дилеммой: приобрести новую Lada или же сопоставимый с ней по стоимости подержанный Hyundai Solaris. Кроме этого, владельцы недорогих отечественных машин будут пересаживаться на кроссоверы и MPV - этот сегмент продолжает устойчиво расти.
Эксперт отмечает, что в этих условиях флагман российского автопрома - АвтоВАЗ - благодаря сотрудничеству с альянсом Renault-Nissan будет и дальше смещаться в сторону иностранных платформ, отказываясь от моделей собственной разработки. С одной стороны, это выгодно потребителям, с другой - пока скорее негативно сказывается на отрасли, поскольку не все смежники тольяттинского завода готовы к повышению качества свой продукции и конкуренции с иностранными производителями. Вряд ли ориентированные на устаревший модельный ряд предприятия по производству автокомпонентов смогут приспособиться к новым условиям рынка без поддержки со стороны государства, считает Сергей Удалов.
По темпам снижения продаж среди наиболее популярных марок лидируют Daewoo (падение на 32 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего продано 54,6 тысячи машин), Ford (19 процентов, 94,4 тысячи), Chevrolet (18 процентов, 155,9 тысячи), UAZ (17 процентов, 45,2 тысячи), Lada (16 процентов, 417,4 тысячи), Škoda (11 процентов, 79 тысяч), Nissan (9 процентов, 128,8 тысячи), ГАЗ (7 процентов, 75 тысяч), VW (6 процентов, 142,7 тысячи).
Ростом продаж отчитались Mercedes-Benz (19 процентов, всего продано 40,2 тысячи автомобилей), BMW (14 процентов, 37,9 тысячи), Renault (11 процентов, 191,2 тысячи), Mitsubishi (7 процентов, 70,3 тысячи), Audi (7 процентов, 33,6 тысячи), KIA (5 процентов 181,9 тысячи), Hyundai (3 процента, 167 тысяч).
У группы Renault-Nissan-АвтоВАЗ падение продаж составило 9 процентов, однако ее доля на рынке за счет общей негативной тенденции снизилась незначительно - с 30,4 до 29,6 процента. Отдельные марки этой группы демонстрируют впечатляющий рост. На 43 процента по сравнению с прошлым годом выросло число проданных автомобилей Lada Granta (154 тысячи машин), более чем втрое - Lada Largus (51,4 тысячи), на 86 процентов - Renault Duster (75,7 тысячи). Бюджетная Granta является безусловным лидером по числу проданных автомобилей. Ее ближайший конкурент - Hyundai Solaris - продавался значительно хуже (105,2 тысячи, или на 2 процента больше, чем в прошлом году).