09.12.2013 17:41
Общество

Учителя и школьники готовы к переходу на электронные учебники

Текст:  Ирина Ивойлова
Электронные учебники будут обязательны с 2015 года. Пока что большинство школ работает с обычными, бумажными книгами.
Читать на сайте RG.RU
Авторы школьного учебника перепутали север с югом

Заслуженный учитель России, директор центра образования №548 Ефим Рачевский считает, что учителя и школьники уже сейчас готовы перейти от бумажных учебников к электронным. Во-первых, это поможет разгрузить портфель учеников, а, во-вторых, бумажная книга стала слишком дорогим удовольствием. По словам Рачевского, появление электронных учебников в школах "так же неизбежно, как появление в 15 веке учебников или книжек на печатной основе после изобретения Иваном Гуттенбергом печатного станка".

Не все педагоги с этим согласны. Светлана Токарева, директор гимназии № 2 из Великого Новгорода говорит: "Внедрять в данный момент какие-то дополнительные технологии, по моему мнению, было бы поспешно. К тому же перед тем, как передавать электронные учебники ученикам, необходимо обучить работе на этих устройствах учителей".

Константин Антонов, директор Агентства информационного развития Новосибирской области, доктор социологических наук, тоже не стал бы спешить с внедрением электронных книг в школы. И вот почему:

Школьные учебники будут проходить пять экспертиз

- Проблема первая - стоимость гаджета и его сохранность. Дети склонны терять, портить свои принадлежности. Гаджет - это не карандаш и не авторучка, которую можно легко заменить на новую. Если школа всех обеспечит гаджетами, то не каждый родитель впоследствии сможет его заменить в случае утери или порчи.

Вторая проблема, которая мне видится, - санитарные нормы. До сих пор нет единства в мнении, насколько чтение с экрана вредно для детских глаз. Об этом спорят давно, но серьезных подтверждений той или иной точки зрения нет.

С другой стороны, ридер ничем не уступает бумажной книге. Разговоры о том, что кто-то любит листать страницы, а кто-то - водить пальцем по экрану, всего лишь являются отражением привычки, личного опыта. Если сегодняшние дети с малых лет привыкают пользоваться различными компьютерными девайсами, то они приобретут привычку пользоваться электронной книгой без проблем.

Комментарии

За

Нелли Сайфетдинова, директор лицея №39, Нижний Тагил (в этом лицее учился Константин Новоселов, лауреат Нобелевской премии по физике):

- Я считаю, что школы не только готовы к переходу на электронные учебники, но даже ждут этого. Дети бы силы берегли, не таская портфели с книгами. Ведь технически большинство учебных заведений подготовлены: у нас есть классы, где на каждом столе - компьютеры и ноутбуки. Да и у большинства учеников  - планшеты, которые они приносят в основном для игр. Правда, некоторые старшеклассники уже используют гаджеты для обучения, но пока все факультативно. Главная проблема, что в доступе нет необходимых учебников, где были бы изложены программы, утвержденные министерством образования.

Маршида Алимова, учитель высшей категории английского языка гимназии №102 города Казани:

- Технически перейти на электронные учебники мы готовы. Часть учащихся их уже используют повседневно. Но мне не кажется это жизненной необходимостью в настоящих условиях. Конечно, ученикам каждый день приходится носить с собой нелегкую кипу бумажных учебников. Но прежде чем повсеместно внедрять электронные учебники, нужно изучить влияние этих устройств на здоровье ребенка, зрение, в частности. К тому же, насколько я знаю, они не защищены от установки на них развлекательных программ, не имеющих отношения к учебе. То есть школьник может использовать эти гаджеты в качестве игрушки.

Оксана Тарасова, школа 19, Астрахань:

- Ученикам в пяти астраханских школах вместо книг по математике раздают планшеты. Правда, пока современные гаджеты получат только 150 школьников. Их выдают в рамках программы модернизации образования. На первом экспериментальном этапе планшеты получили 150 астраханских первоклашек из пяти школ Астрахани, Знаменска и Ахтубинска. А изучать на них они будут одну математику. Когда идею с планшетами только обсуждали в школах, родители в основном высказывались "за".  Дети у нас сегодня очень современные и почти 60 процентов моих учеников хорошо знают, что такое планшеты и умеют ими пользоваться. Поэтому сами они идею эту на "Ура!" восприняли. Да и родители в основном против не были.

Против

Евгений Галдаев, директор школы № 112 Ростова-на-Дону:

- Лично я за бумажные учебники. Уверен, никакой электронный прибор не заменит книгу. Ведь она прежде всего воздействует на душу и сердце. Обычная книга дешевле: по цене одной электронной можно приобрести несколько комплектов учебников, которые прослужат в течение нескольких лет. Плюс ко всему, не понятно, каким образом занести все учебники в планшеты и при этом сохранить авторское право за создателями? Если сейчас бумажные учебники приобретаются за счет государства, кто будет покупать электронные? Как быть, если дорогой гаджет потеряется или выйдет из строя? Кто возместит ущерб в этом случае? Да и работа прибора зависит от электричества. Как учить урок, если света нет, а аккумулятор разрядился? Нужно, прежде всего, понять ответы на эти вопросы, а уж потом говорить о нововведении!

Подготовили Ирина Ивойлова, Ульяна Вылегжанина, Светлана Добрынина, Елена Мелихова, Олег Корякин, Ирина Поволоцкая.

Опрос "РГ"
Образование