Сам автор на этот вопрос сходу отвечает положительно. Вчера, представляя монографию "Общественный аудит", Сергей Степашин объяснил не только зачем, но и как можно поставить под контроль расходы муниципальной, региональной и федеральной власти.
Ведь хотя, казалось бы, "шерстить" бюрократов и строго бдить, как тратятся госденьги, должны - и делают это - специальные контролирующие органы. Которых к тому же не так уж мало. Но очень важно, чтобы и сами граждане хорошо понимали, как расходуются бюджетные средства, какова логика принятия финансовых и экономических решений. Потому что отсутствие такого понимания ведет к социальной напряженности. А отсутствие механизмов общественного контроля приводит к возникновению множества конфликтных зон. Например, на стыке интересов сельских жителей и покушающихся на их территории застройщиков, нередко действующих при попустительстве либо поддержке властей, или местных жителей и операторов крупных госпроектов, привел примеры Степашин. Да и недавняя встреча президента страны с Общероссийским народным фронтом показала, что больше всего вопросов у людей накопилось именно к действиям местных властей, напомнил он.
Общественный аудит, считает Степашин, может стать той силой, которая "сдерживает рентные рефлексы бюрократии и одновременно позволяет определить цену любых государственных стратегий, проектов, программ". За рубежом - например, в странах G8, в Индии - созданы национальные сети общественного аудита. Этот опыт может быть полезен и нам, считает Степашин. На такой институт может опираться в своей работе и государственный аудит, полагает он. И тут же дал конкретный совет: взять на себя заботу о создании органа общественного аудита в России, а также при поддержке Счетной палаты поддержать его методически могла бы Общественная палата. А председатель Российского союза налогоплательщиков Сергей Шахрай продолжил тему и предложил: необходимо подготовить проект закона об общественно-государственном контроле в сфере ЖКХ. Это, так сказать, для начала. А для того, чтобы общественность могла как следует контролировать бюджетные расходы, надо прописать критерии эффективности госпрограмм. По ним, как известно, в большей степени уже расписан бюджет следующего года. И дальше по госпрограммам будет раскладываться все большая доля бюджета.
Когда-то доходная часть российского бюджета составляла всего 1,2 триллиона рублей, сейчас - более13 триллионов рублей, но все равно она не покрывает расходов, привел свои аргументы председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.