13.12.2013 00:24
Общество

Сергей Шаргунов: Корпоративные подарки сближают рабочий коллектив

Способны ли корпоративные подарки радовать по-настоящему?
Текст:  Татьяна Владыкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №282 (6258)
Читать на сайте RG.RU
Мнение

Сергей Шаргунов, писатель

- Думаю, да. Есть такое понятие "корпоративная культура", которая так или иначе у нас прививается. Не всегда, правда, успешно. Понятно, что когда люди работают бок о бок, необходима политика объединения. Как известно, ничто так не объединяет, как совместные возлияния и выдача даров со стороны начальства.

Когда лично мне дарят какой-нибудь ежедневник, я бываю безмерно благодарен. Тут же превращаю его в тетрадочку, где пишу наброски для статей, стихов и прозы. А вот календари обычно передариваю.

Самым замечательным корпоративным подарком, который мне когда-то вручили, были старинные книги. Их подарило одно издательство. Представьте, старые пожелтевшие страницы, треснувшая обложка... А еще сборник стихов с личным автографом Анны Ахматовой. Это меня очень тронуло. Это такой подарок, который ты никогда не выбросишь и будешь за него безмерно благодарен.

В каждой пятой российской семье женщины зарабатывают больше мужчин

А вот самым дурацким подарком я считаю такой: когда вместо того, чтобы подарить что-то ценное, тебе дарят нечто ненужное, но стоящее безумных денег. Когда вместо того, чтобы подарить ноутбук или беговую дорожку, вручают стоящую тех же денег ручку. Она, конечно, оказывается из чистого золота, но перьевая, то есть надо писать чернилами. Занятие, несомненно, весьма занимательное, но для него кроме того, что найти чернила, нужно располагать огромным запасом свободного времени. И вот эта бесполезная драгоценность пылится годами, потому что нет этого времени, а главное, нет желания писать золотым пером, в прямом смысле этого слова.

Я не хочу обделять чужих сотрудников своими дурацкими советами, поэтому скажу, что экономить на подарках не надо. Начальник все-таки должен по возможности раскошеливаться и расщедриваться. Конечно, одаривать желательно не бумажным барахлом, а его аналогом в электронном варианте. Думаю, сегодня во многих фирмах могут вполне позволить себе раскошелиться, например, на ридеры. А по большому счету, сейчас, мне кажется, лучшим подарком будет премия в конверте или надбавочка к зарплате. Я уверен, что такой подарок обрадует больше, чем очередной календарь.

И вообще, в Новый год важна не крутизна и "навороченность" приподнесенного гаджета, а атмосфера праздника. Важно, чтобы было доброжелательное отношение друг к другу, чтобы всем было по-хорошему весело. Поэтому все-таки нужно радовать друг друга, пусть и бесполезными подарками.

Мнение

Татьяна Костенкова, советник в крупной финансовой компании

- Мне кажется, что такие вынужденные подарки не очень-то радуют получателя.

Лично для меня существуют два самых ужасных "корпоративных" подарка: ежедневник, который во времена электронных технологий смотрится как мамонт, и перекидной календарь с логотипом компании. Этих ежедневников и календарей после каждого Нового года скапливается огромная куча. Ежедневники я с удовольствием раздаю своим сотрудникам в офисе, а вот с календарями сложнее, потому что абсолютно непонятно, что с ними делать. Мало того, что они некрасивые, с нелепыми картинками, так ведь на них обязательно еще какую-нибудь жуткую надпись прилепят вроде "главторг" или "абырвалг".

Но с другой стороны, а что делать? С годами у нас сложилась определенная корпоративная культура, и эти ненужные подарки стали ее частью. Мне, кстати, эта предновогодняя корпоративная суета напоминает одно лирическое отступление в романе Толкиена, где он описывает, как хоббиты ходили друг к другу в гости и дарили шмулечки. Никто не знал, что это такое, но прийти без шмулечки считалось неприличным, невоспитанным. Корпоративные подарки что-то в этом роде: подарить надо, а денег жалко. Это же дополнительные расходы для компании. Поэтому дарят ежедневники, календари, авторучки и всякую ерунду с логотипами.

И все же, по большому счету, мне кажется, что здесь вопрос даже не в деньгах. Ведь чтобы подарить что-то оригинальное, надо очень хорошо подумать, потратить усилия, вложить душу, а это всегда очень сложно, особенно последнее. Поэтому и дарят стандартное и, в конечном итоге, абсолютно ненужное. Складывается такая традиция никому не нужных, но обязательных подарков.

Хотя, честно признаюсь, мне подарки всегда очень приятно получать. Особенно под Новый год. Наверное, я такой же хоббит, потому что они мне нужны. Мне приятно, когда приходит курьер, приносит красивый пакетик, а в нем новогоднее поздравление. Приятен момент чуда, неожиданности, когда ты еще не знаешь, что там внутри. И даже если там лежит какая-нибудь корпоративная бесполезность, она каким-то чудом все равно создает новогоднее настроение.

Социология