Тоннель был построен еще в 1961 году во время реконструкции Садового кольца, на его пересечении с Ленинским Проспектом и улицей Якиманка, под Калужской площадью. Его общая протяженность превышает 500 метров, а подземная часть составляет 198 метров. С момента постройки прошло уже более полувека, а капитального ремонта на объекте ни разу не было - его просто поддерживали в рабочем состоянии, проводя минимальные работы. Любой проезжающий по тоннелю автомобилист мог видеть растрескавшиеся балки и стены, ржавую арматуру, места постоянной протечки воды.
- В предыдущие годы на капитальный ремонт путепроводов, мостов, пешеходных переходов и других объектов средств не выделялось вовсе, а на текущие ремонты выделялось около 50 миллионов рублей, - подчеркнул во время осмотра Октябрьского тоннеля мэр Москвы. - В последние два года мы финансирование увеличили почти в 60 раз и довели его до трех миллиардов. Сегодня в ремонте ежегодно находится около 20 объектов, только в этом году их закончено 16, из них более десятка пешеходных переходов, которые капитально отремонтированы.
Что интересно, капитальный ремонт тоннеля проходит практически незаметно для автомобилистов - движение не останавливается, лишь вместо трех полос в каждую сторону работают две. Технология ремонта очень непроста - на рельсах внутри тоннеля установлены опоры (строители называют их опорно-защитными рампами), которые принимают на себя нагрузку во время замены старых балок.
- Под прикрытием рамп происходит демонтаж изношенных пролетных строений, потом на их месте будут смонтированы новые монолитные строения, которые обеспечат долговременную работу тоннеля в дальнейшем, - рассказал "РГ" гендиректор компании-подрядчика Андрей Истратов. - Также будет сделана современная гидроизоляция, а после завершения основных работ пройдет благоустройство прилегающей территории - появятся около шести тысяч квадратных метров газонов, переложим порядка пяти тысяч квадратных метров подъездных асфальтовых дорог.
Строители уверяют, что в 2015 году автомобилисты тоннель не узнают - он станет красивым и светлым. Его стены облицуют современными материалами и полированным гранитом, установят новое освещение. После капремонта сооружение можно будет эксплуатировать еще примерно 40-50 лет. Заказчиком работ здесь выступает госучреждение "Гормост" - на его балансе около 1,7 тыс. объектов, среди которых только мостов 663, а транспортных тоннелей 87.
В организации подчеркивают, что Октябрьский тоннель работает в режиме сверхвысокой нагрузки из-за большой интенсивности движения по Садовому кольцу и это заметно влияет на его износ.
Помимо Октябрьского сейчас идет капитальный ремонт Гагаринского тоннеля, а работы на Братеевском мосту и набережных Краснопресненской и имени Тараса Шевченко уже недавно закончены.