В России, по официальной статистике ГИБДД, из-за неудовлетворительного состояния дорог по вине ремонтников в 2012 году произошло 42 772 аварии, в которых погибли 6950 человек. Только за 10 месяцев этого года таких аварий уже насчитали 43 066. В них погибли 5983 человека.
Ремонт дорог - дело нужное. Ведь состояние магистралей прямо влияет на безопасность движения. Однако зачастую сам процесс смертельно опасен не только для ни в чем не повинных водителей, но и для самих дорожников. Огромное количество ремонтников гибнет прямо на рабочем месте.
- Это происходит из-за того, что не всегда соблюдаются правила, предписывающие организацию дорожного движения и ограждения мест производства дорожных работ, - считает начальник отраслевого научно-методического центра Росавтодора Вячеслав Максимычев. - Если ремонт проводить в соответствии с утвержденными нормами и без нарушения технологии, то и количество его жертв удастся сократить. Кроме того - законодательно не установлено условие обязательного обучения дорожных рабочих. Имеется квалификационная характеристика профессии "Дорожный рабочий", в которой прописаны требования к 5 разрядам, но ни один дорожный рабочий не имеет удостоверения о профессиональной подготовке.
Вот только несколько недавних аварий, приведших к гибели дорожных рабочих из-за нарушений правил проведения ремонтных работ на дорогах. Близ деревни Залесье Ивановской области грузовик Hyundai Porter врезался в машину с битумным котлом. В результате ДТП погибли два дорожных рабочих. 49-летний дорожник был буквально нанизан на торчащую из котла трубу и залит горячим битумом, он скончался на месте. Другой, тридцати лет от роду, выброшенный ударом на обочину, от тяжелых травм умер в больнице. 29-летнего водителя грузовика с трудом извлекли из кабины. С переломами ребер и другими тяжелыми травмами он был доставлен в областную больницу.
До вечера труп скончавшегося на месте рабочего висел на трубе. Пассажиры проезжавших мимо места аварии автомобилей с ужасом смотрели на жуткую картину. Положенных знаков о ведении ремонта на дороге не было.
В Самарской области каток переехал дорожного рабочего. ДТП произошло на трассе М-5 около Жигулевска. Водитель асфальтоукладчика двигался задним ходом, не заметил идущего по проезжей части дорожного рабочего и наехал на него. От полученных травм 47-летний рабочий скончался на месте.
Авария, повлекшая гибель рабочего, произошла ночью на 48-м километре Московской кольцевой автодороги. Грузовик "ГАЗ", двигаясь по внешней стороне МКАД, врезался в стоящий автомобиль "ЗИЛ", который прикрывал дорожные работы. В результате один рабочий погиб, второй получил ранения. Водитель, совершивший наезд, с места происшествия скрылся.
О том, как у нас огораживают места проведения дорожных работ, можно писать романы. Идет сужение дороги, раскопки огорожены бетонными блоками, но там, где оборудован въезд в место проведения раскопок, бетонный блок стоит поперек и вылезает на проезжую часть. Где-то попросту забывают установить знаки. Например, дорогу густо засыпали гравием, а предупреждающих знаков не поставили. В результате машины лежат в кювете.
Зачастую знаки, предупреждающие об опасности, ставят непосредственно на опасном участке, а не заранее. Так что у водителя не остается возможности вовремя принять меры. Классический пример - Проспект Мира в Москве: прямо по середине дороги яма, и на ней стоит знак объезд слева, при этом стрелка на этом знаке не горит.
Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника отдела надзора в сфере дорожной деятельности Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Евгений Смирнов, регламентируют требования по безопасности проведения дорожных работ у нас акты 1985 года. Они уже морально устарели. В них предписана установка определенного количества знаков и ограждение зоны работ конусами. Но уже давно применяются более современные средства безопасности. Однако все эти устройства в современных нормативных требованиях прописаны лишь в качестве рекомендаций. Поэтому на деле и предъявить дорожникам нечего. А случись авария, будет виноват водитель.
По инициативе ГИБДД, временные знаки получили желтый фон. Теперь водитель, увидев такой знак, понимает, что находится в зоне производства дорожных работ. Но это лишь одна из мер.
- Для сравнения, в Германии в год происходит около двух миллионов ДТП, в которых гибнет около четырех тысяч человек в год, - рассказывает Вячеслав Максимычев. - Количество погибших от неудовлетворительного состояния дорог составляет 40-50 человек в год. Это связано с тем, что немцы изыскивают любые возможности для обеспечения безопасности дорожного движения во время проведения дорожных работ. В соответствии с директивой RSA95 при проведении ремонтных работ дорожные знаки начинают выставлять за 2 километра до места ремонта по обе стороны дороги. Так же в обязательном порядке введено нанесение поперечной виброразметки за 200 метров до начала сужения проезжей части из-за ремонта.
Добавим, что в той же Германии длина ремонтной зоны на дороге в населенном пункте не может превышать 50 метров. И эта норма была введена для того, чтобы сократить пробки.
Кроме того, в Германии обеспечением безопасности при проведении ремонтно-строительных работ, которые затрагивают дорогу, занимаются не строители и ремонтники, а специальные организации. Эти организации в курсе всех последних нормативных требований, они согласуют с местными властями все, что необходимо для временного изменения дорожного движения, и устанавливают необходимые знаки, заграждения и временные светофоры. И именно эти организации обеспечивают видимость всех этих атрибутов.
В России тоже был такой опыт. По словам Евгения Смирнова, при реконструкции Ярославского шоссе была привлечена подрядная организация, которая занималась только обеспечением безопасности на ремонтируемом участке. И этот опыт показал свою эффективность. Все атрибуты всегда были чистыми, знаки были установлены как положено. За время работ не произошло ни одной аварии по вине дорожников.
Сейчас разрабатываются нормативные акты и ГОСТы, которые должны сделать ремонтные работы более безопасными. По мнению Евгения Смирнова, эту работу необходимо ускорить.Помимо пересмотра требований устаревших нормативных актов, необходим еще и четкий контроль за их исполнением, считают эксперты.