Активная фаза строительства метрополитена началась с середины 2012 года, когда была запущена программа развития подземки, старт которой дало постановление правительства Москвы от 4 мая 2012 г. N194-ПП "Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг.". За прошлый год были открыты станции "Новокосино", "Пятницкое шоссе" и "Алма-Атинская", в этом году уже открыты станции "Лермонтовский проспект" и "Жулебино" Таганско-Краснопресненской линии, а до конца 2013 года планируется открыть станции "Парк Победы" и "Деловой центр" Калининско-Солнцевской линии, а также станции "Лесопарковая", "Битцевский парк" Бутовской линии.
В 2014 году запланировано открытие уже 9 станций московского метро, в том числе двух станций Таганско-Краснопресненской линии, трех станций Люблинско-Дмитровской линии, и столько же станций будет открыто на Сокольнической линии.
Уже сейчас в Москве насчитывается 12 миллионов жителей, причем ежегодно население мегаполиса прирастает на 1%. 80% горожан ездят на общественном транспорте, в первую очередь на метро. Если к 2020 году будет построен 161 км новых линий, это позволит Москве по обеспеченности метрополитеном приблизиться к нормативам, сопоставимым с другими городами мира. Например, Нью-Йорком или Лондоном.
Между тем три года назад 25% жителей Москвы не были обеспечены метро, а после завершения реализации программы только 7% населения города останется не охваченным подземным транспортом. И это с учетом ожидаемого прироста населения.
В 2013 году город вложил в развитие метро 120 млрд рублей, что составляет около 8% годового бюджета Москвы. И это еще не пик. Если в 2010 году на строительство метро бюджетом было предусмотрено 8 млрд руб., то в 2011 г. было потрачено уже 50 млрд, в 2012 г. - 100 млрд рублей, а в проект бюджета на 2015 год запланирована сумма 200 млрд рублей. К этому времени метростроители должны будут освоить все объекты, предусмотренные программой.
Начиная с 2011 года, правительство города серьезно пересмотрело стоимость подземки. То метро, которое строится сегодня, как минимум на 20% дешевле той подземки, которое было построено в 2010 году, причем в текущих ценах. Это произошло за счет применения совершенно новых технологических решений и отказа от ряда ненужных обременений. Так, были изменены технологии проектирования и строительства, применен передовой опыт зарубежных метростроителей и разработан ряд уникальных проектов. Сегодня к строительству привлечены испанские специалисты, которые строили метро в Мадриде, где начиная с 2000 года было построено 200 км линий метро. Иностранцы в том числе занимаются вопросами проектирования и организацией строительства.
Раньше станции метро строили преимущественно на глубине 60 метров и более, а сейчас метростроители практически полностью перешли на строительство станций мелкого заложения. Из 75 станций, запланированных к строительству до 2020 года, только 9 будут глубокого заложения. Это только те станции, которые будут построены в центре. Хотя на раннем этапе формирования программы соотношение было 50 на 50.
Станции глубокого заложения строятся из-под земли, а станции мелкого заложения строятся с поверхности земли, то есть в открытом котловане. Очевидно, что построить станцию в открытом котловане дешевле и быстрее. Построить станцию на глубине 50-60 метров с помощью горных выработок, конечно, и дольше, и дороже. Тем более что каждая станция содержит большое количество вспомогательных помещений, которые необходимо вентилировать, создавать дополнительные инженерные системы. При строительстве станций открытым способом их создание существенно удешевляется. За счет этого также сокращается стоимость строительства метро в целом.
Способы прокладки метротоннелей также со временем существенно изменились. Раньше, когда работали на глубине 60 метров, фактически прокладывали тоннели с помощью кирки и молотка.
Сейчас тоннели строятся с помощью механизированных комплексов, это большие машины внешним диаметром 6 метров. Они представляют собой машины, которые поднимают пласты земли и самостоятельно укладывают сборную железобетонную обделку. Это, безусловно, ускоряет скорость строительства. В результате используются современные машины, которые применяются во всем мире.