Все эти события характеризовались не только яркими выставками, но и очень откровенными публичными дискуссиями, где речь шла о вопросах, крайне важных для нашего культурного и не только культурного развития. Обсуждались: две экономические теории, позволяющие наконец перевести государство из категории мецената в категорию инвестора в культуру; права культуры и общественные попытки заставить государство их ограничить; борьба с лукавым подходом к исполнению указов президента, корректное понимание проблемы доступности культуры. Для того чтобы это вошло в государственную концепцию культурной политики, нам предстоит много работать.
Музеи давно сделали основой борьбы за свои интересы политику активной открытости. Это многих раздражает, ибо не соответствует настойчиво навязываемому образу музейщиков как замшелых жуликов. За серией музейных событий обычно следуют выстрелы по музеям, в том числе и из медийного пространства, как это случилось на прошлой неделе. Одним из любимых объектов нападок является музейный флагман - Эрмитаж. Наветы одни и те же много лет - все картины подменены, музеи занимаются незаконной деятельностью - имеют аспирантуру. Огромные проекты, с блеском завершенные и являющиеся инновационными для мирового музейного дела (открытое хранилище экспонатов, центры-"спутники" в России и за ее пределами), объявляются неоправданно дорогими. Все, что музей активно и открыто рассказывает о себе (в том числе публикуя подробнейшие экономические отчеты), пытаются изложить другим, "криминальным" языком.
Недавно в бюллетене Счетной палаты опубликован очередной отчет о проверке Эрмитажа. Мы благодарны руководству палаты за то, что оно согласилось проверять нас вместо обычного раза в год, два раза. Это очень конструктивный подход, хотя он и сопряжен, как оказалось, с риском - немедленно находятся "доброжелатели", результаты проверок злонамеренно искажающие.
Счетная палата указала на проблему - если ряд начальных согласований и финансовых выплат будет задерживаться, третью очередь уже знаменитого нашего фондохранилища не удастся завершить в срок. После этого все нужные документы были подписаны. Счетная палата также провела виртуозное исследование судьбы денег, выплаченных за специальное выставочное оборудование. Они переходили от одной фирмы к другой. Это подозрительно, но к музею отношения не имеет: он, согласно существующим нормам, заключал договор с фирмой-подрядчиком и контролировать ее "дочек" не имеет возможности. Тем не менее во избежание подобных эксцессов, Эрмитаж стал включать в договоры обязанность подрядчика информировать о своих субподрядчиках. И тут последовало возражение антимонопольной службы - это противоречит закону...
Возражение явилось результатом жалобы одной из фирм, которые наживаются на законе о конкурсах при госзаказе. Они не участвуют в конкурсах, но регулярно направляют жалобы, срывая тендеры. Это один из видов шантажа, которые этот закон породил. Суммы, выделяемые на эрмитажные проекты, ничтожны в рамках государственного бюджета (они - в пределах статистической погрешности), но для нас они - большие. Привлекательны они и для многих компаний, готовых халтурить. Эрмитаж должен проявлять чудеса тактического умения для того, чтобы не допустить к музейным работам халтурщиков и шантажистов. Это в целом удается, но означает необходимость ходить осторожно по очень тонкому льду. Результат - соблюдая все правила и отвечая на все замечания, мы предпочитаем скорее не тратить деньги, чем потратить неправильно. Свежий результат этой осторожности, вызванной обостренной обстановкой, - перенесение очередного конкурса по хранилищу с декабря на январь. В бюрократической схеме это означает, что выделенные на этот конкурс средства не будут израсходованы в срок. Большое нарушение финансовой дисциплины. Выговоры и лишений премий. Но общественные деньги будут целее.
На днях я участвовал в очень интересных дискуссиях о конкурсе проектов на строительство в Москве нового здания Центра современного искусства. Одна из главных тем обсуждения - как центр, его архитектура и музейное содержание будут сочетаться с окружением. Музей будет стоять на Ходынском поле, позади старой взлетной полосы и перед огромными зданиями супермаркета и гостиниц.
Важнейшая задача - создать такое сочетание, которое будет взаимно полезно и одновременно будет подчеркивать принципиальную разницу между миром музея и миром супермаркета-отеля. И там и тут нужна культура, но они разные, у них разные языки. Навязывать культуре свой язык - один из приемов тех, кто старается прибрать к рукам музейный фонд страны. Но мы хотим и будем говорить на своем языке - языке мира культуры.