Об этом заявили представители профильных министерств и Российского союза автостраховщиков на прошедшей в Москве конференции, посвященной этой теме.
Напомним, что 1 января закончится переходный период коммерциализации техосмотра. Сейчас наравне с аккредитованными РСА операторами ТО работают еще и организации, которые проверяли когда-то техническое состояние автомобилей при ГИБДД, когда техосмотр был еще в зоне ответственности полиции. С нового года на рынке должны остаться только аккредитованные операторы. А эти организации, если не собираются уходить с рынка, должны в общем порядке и на общих условиях получить соответствующую бумагу.
На сегодняшний день РСА аккредитовал 2378 операторов. Еще 1336 организаций не аккредитованы. По информации "РГ" из них около 500 уже подали заявки. Остальные пока никак не выказывали своего желания продолжать работу на этом рынке. А это более 800 организаций.
В РСА опасаются повторения истории двухлетней давности. Тогда будущие операторы техосмотра подали заявки в последний момент, в итоге не все из них смогли приступить к работе вовремя. При этом только за июль-август РСА разослал более 1700 писем-напоминаний о необходимости аккредитации. А в ноябре союз перешел к рассылкам телеграмм и разослал их аж полторы тысячи.
Между тем, по данным минрегиона, в нескольких регионах уже сейчас наблюдаются проблемы с доступностью этой услуги. Есть такое понятие, как минимальная обеспеченность населения пунктами техосмотра для субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований. Она рассчитывается по специальной методике, утвержденной правительством. Основные критерии расчета - это количество линий техосмотра, количество экспертов, количество автомобилей соответствующих категорий, зарегистрированных в муниципальном образовании, и удаленность этих линий. Так вот с обеспеченностью не очень хорошо обстоят дела в Тульской, Калужской, Кемеровской и Сахалинской областях. Там она составляет 91 процент. В то время как в среднем по России - 150 процентов.
В соответствии с законом региональные власти должны были определить орган, который бы отвечал за техосмотр, то есть рассчитывал бы минимальную стоимость и устанавливал прочие нормативы. Однако, несмотря на то что с момента вступления в силу закона прошло два года без одного месяца, такого органа и соответствующих нормативов нет в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Ростовской области.
В минрегионе пообещали провести проверки во всех этих регионах. По результатам, возможно, потребуется принуждение субъекта к исполнению закона. Именно местные власти должны работать со своими коммерсантами, чтобы те организовали необходимое количество пунктов техосмотра. Хотя не все местные власти так считают.
Так что если в вашем регионе возникнут проблемы с техосмотром, обращайтесь в РСА. По сравнению с годами до вступления в силу закона о техосмотре, количество жалоб на эту процедуру и тех, кто ее проводит, заметно сократилось. Всего за два года их поступило около 350. По ним было проведено 88 проверок, в результате которых приостановлено 25 аккредитаций.
Сейчас контроль за страховщиками, а следовательно, за РСА и техосмотром перешел Центробанку. Правда, в этом ведомстве еще сами до конца не определились, какое конкретно подразделение будет курировать деятельность РСА, а главное, на каких законных основаниях. Ведь РСА это не коммерческая организация. А техосмотр - не финансовые потоки. Но такой контроль прописан в законе. Кстати, ЦБ уже готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы наказывать нерадивых операторов техосмотра. На сегодняшний день есть только один механизм для этого - приостановление аккредитации. После устранения причин для такого взыскания аккредитация может быть возобновлена.