20.12.2013 00:50
Власть

"Александр Невский" готов заступать на службу

В конструктором бюро "Рубин" подтверждают: "Александр Невский" может заступать на службу
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №288 (6264)
На стратегическом подводном ракетоносце "Александр Невский" все готово к подъему флага ВМФ России: официальная церемония передачи корабля в боевой состав флота состоится, по нашей информации, в ближайшие два-три дня.
Читать на сайте RG.RU
Атомные подводные лодки "Владимир Мономах", "Александр Невский", "Юрий Долгорукий"

В канун ожидаемого события на вопросы "Российской газеты" согласился ответить генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Игорь Вильнит.

Позвольте, Игорь Владимирович, начать с самого острого. Почему новые подводные лодки, построенные по проектам вашего КБ, так подолгу проходят испытания? Даже самый искренний доброжелатель начинает теряться в догадках: или проект изначально сырой, или при постройке корабля серьезно напортачили. Что можем на это ответить?

Игорь Вильнит: Испытания третьего атомного подводного ракетоносца проекта "Борей" - "Владимир Мономах" - начались в январе 2013 года. А уже в декабре "Мономах" завершает заводские ходовые испытания, планируется начать государственные. Мы работали над тем, чтобы сдать этот корабль до конца 2013 года. Однако с учетом решения Министерства обороны России и руководства ВМФ о дополнительных пусках "Булавы" завершение испытаний и передача заказчику АПЛ "Владимир Мономах" произойдут в 2014-м. Таким образом, испытания займут всего год, может, чуть больше, что, в принципе, нормально для серийного ракетоносца.

АПЛ "Александр Невский" к осени передадут ВМФ

С третьим "Бореем" перспектива понятна. А почему с первыми кораблями этой серии все так затянулось?

Игорь Вильнит: Долго велось строительство головного корабля - "Юрия Долгорукого". Темпы строительства были серьезно заторможены экономическими трудностями. Сейчас они преодолены. Дело в том, что в последние двадцать лет решался вопрос не только поддержания боеспособности ВМФ России, сохранения конструкторских бюро и верфей, но и всей огромной производственной кооперации, включающей сотни предприятий, специализирующихся по своим направлениям. Благодаря тому, что в конце девяностых годов руководством страны было принято решение о начале строительства атомных подводных ракетоносцев проекта 955, коллективы получили возможность реализовать свой научный и технический потенциал, сохранили высококвалифицированные кадры и особые нити преемственности, которые очень важны при создании столь сложной техники, как боевой корабль.

Об этих обстоятельствах "Российская газета" писала неоднократно, в том числе после вывода головного "Борея" со стапеля в апреле 2007 года...

В России проектируют подводные лодки пятого поколения

Игорь Вильнит: В таком случае напомню: швартовные испытания "Юрия Долгорукого" начались 17 марта 2009 года, а уже в 2011 году с корабля были осуществлены четыре пуска ракеты "Булава", включая залповую стрельбу двумя ракетами, и все они прошли успешно. Более того, еще в конце 2011 года успешные запуски позволили руководству страны оценить ракетный комплекс как готовый к принятию на вооружение. Причем никаких дополнительных пусков "Булавы" в 2012 году не осуществлялось, потому что программа государственных испытаний по этому кораблю была уже выполнена полностью.

Отработку новой морской ракеты прямо с подводной лодки вы считаете мерой оправданной?

Игорь Вильнит: Так сложилась ситуация. В советское время Военно-морской флот располагал морским стендом в Балаклаве, где проходили испытания все те ракеты, которыми затем вооружались атомоходы второго и третьего поколений. Поскольку теперь этого стенда у нас нет, было принято решение для испытаний "Булавы" использовать ракетоносец "Дмитрий Донской". Так как испытания проводились с подводной лодки, а не со стенда, они были интересны журналистам, которые подсчитывали число неудачных пусков. Но на самом деле, если сравнивать с процессами отработки ракет предыдущих поколений, соотношение в пользу успешных пусков у "Булавы" значительно лучше. То есть комплекс "корабль - ракета" полностью состоялся.

Когда после очередного пуска "Булавы" говорят, что экипаж подводной лодки отработал штатно и к бортовым системам корабля замечаний нет, значит ли это, что нет замечаний и к "Рубину"?

Игорь Вильнит: Отсутствие замечаний свидетельствует о том, что все системы спроектированы должным образом, и они обеспечили подготовку ракетной шахты, удержание подводной лодки в стартовом коридоре при выполнении ракетной стрельбы, бесперебойное энергообеспечение ракетного комплекса, скрытность подводной лодки и так далее.

У кого, на ваш взгляд, в этом году было больше шансов поднять флаг ВМФ России и вступить в боевой состав флота: у многоцелевой подводной лодки "Северодвинск", которая спроектирована и построена как головная в серии "Ясень" санкт-петербургского конструкторского бюро "Малахит"? Или у первого серийного "Борея" - ракетоносца "Александр Невский", рожденного в ЦКБ "Рубин"?

Игорь Вильнит: С коллегами из "Малахита" мы не соревнуемся, потому что задача у нас общая: обеспечить Военно-морской флот России подводными лодками четвертого поколения. Что же касается решения о сроках приема новых кораблей в состав флота, то это прерогатива руководства ВМФ и Министерства обороны РФ. При этом важно отметить, что строительство серии кораблей "Борей" развернуто своевременно. Ведь подводные крейсеры третьего поколения подходят к предельным срокам службы, им необходима замена. Таким образом, программа строительства новых подводных крейсеров сбалансирована с точки зрения международных обязательств нашей страны в отношении сил ядерного сдерживания - в целом, и по развитию отдельных ее элементов.

Число ракет на новых подводных крейсерах не будут увеличивать

На прошлой неделе сразу из нескольких источников пришло сообщение, что "Юрий Долгорукий", в начале 2013-го отправленный к месту службы, вернулся на "Севмаш". Как утверждают, "для сервисного обслуживания" и "регламентных работ"...А какие к вам поступают отзывы о первых месяцах боевой эксплуатации головного корабля, спроектированного в "Рубине" и вооруженного "Булавой"?

Игорь Вильнит: Отзывы личного состава положительные. Подводная лодка, ее боевые и технические средства удобны в эксплуатации и позволяют решать поставленные задачи. Бытовые условия достаточно комфортны: каюты, столовая, кают-компания изначально были спроектированы так, чтобы обеспечить необходимые условия для отдыха.

Чтобы корабли ритмично строились, не росли в цене и в срок сдавались, их надо так же ритмично закладывать и стабильно финансировать. Не менее важный вопрос - своевременная выдача проектной документации. Как обстоит дело с этим на заказах вашего КБ?

Игорь Вильнит: Обеспечение проектной документацией завода в сроки, необходимые для строительства, а также своевременное решение всех технологических вопросов по проектной документации - приоритетная задача для ЦКБ "Рубин" в рамках исполнения гособоронзаказа. Задача на сегодня - обеспечить представление всего пакета документации: полностью охватить все этапы жизни корабля, включая не только проектирование, строительство и поставку заказчику, но и поддержание в исправном состоянии на протяжении всего периода эксплуатации.

Как скоро можно ожидать закладки пятого корабля в линейке "Бореев"? И чем он будет отличаться от уже построенных?

Игорь Вильнит: Торжественная церемония закладки корабля, как правило, не совпадает с реальными сроками начала строительства. На "Севмаше" уже начат процесс изготовления деталей металлоконструкций, формирования секций на всю серию "Бореев". Так, например, к официальной церемонии закладки четвертого корабля - это "Князь Владимир" - его корпус был уже в определенной степени готовности. Пятый "Борей" отличается от первых трех точно также, как и "Князь Владимир": он строится по модернизированному проекту "Борей-А", который предусматривает ряд улучшений по отношению к проекту "Борей". Корабли этой модификации получат радиоэлектронное вооружение и технические средства, созданные на новой элементной базе.

"Бореи" примут вахту у "дельфинов"

По планам командования ВМФ, стратегические субмарины проекта 955 "Борей" должны стать основой морских стратегических ядерных сил России после 2018 года, когда будут выведены из боевого состава флота несущие сегодня боевую службу ракетные подводные лодки проектов 667 БДР и 667 БДРМ - по классификации HАТО "Дельта-3" и "Дельта-4", а в России более известные под названиями городов "Верхотурье", "Екатеринбург", "Тула", "Брянск", "Новомосковск".

Ожидается, что вслед за "Юрием Долгоруким" и "Александром Невским" морскую группировку стратегических ядерных сил России пополнят ракетоносцы "Владимир Мономах" и "Князь Владимир". Уже известны имена и двух последующих "Бореев", закладка которых состоится на "Севмаше" в скором будущем. Эти корабли решено назвать именами русских полководцев - "Александр Суворов" и "Михаил Кутузов".

Первым был "Юрий Долгорукий"

К 1996 году, когда состоялась символическая закладка головного корабля серии "Борей", существовавшая в рамках Министерства судостроительной промышленности СССР кооперация была практически разрушена. По словам ветеранов отрасли, взаимодействие восстанавливали в буквальном смысле по крупицам - совместными усилиями "Севмаша", ЦКБ "Рубин", при поддержке Военно-морского флота и министерства обороны.

Россия получила новые корабли и подлодки

Еще на стадии проектирования корабля и разработки отдельных систем было учтено и реализовано предложение тогдашнего директора северодвинской верфи Давида Пашаева использовать уже готовые корпусные конструкции (так называемые "заводские заделы"), созданные для кораблей других проектов. Пошли на это не от хорошей жизни, а из желания сэкономить - в частности, на дорогостоящих закупках корпусной стали. В апреле 2007 года при большом стечении VIP-гостей "Юрий Долгорукий" был выведен из стапельного цеха. Еще два года и два месяца корабль находился у достроечной набережной. Осенью 2008 года на нем ввели в действие ядерный реактор.

Проведенные вслед за этим комплексные испытания ядерно-энергетической установки показали ее надежную работу. Детище нижегородского ОКБМ им. Африкантова, Нижегородского машиностроительного и Калужского турбинного заводов успешно выдержало и первые экзамены в море, обеспечивая электроэнергией все системы и механизмы корабля. Особенность и новизна ситуации заключались в том, что впервые за более чем полувековую историю строительства в России/СССР атомных подлодок на стратегической ракетной АПЛ установлен один реактор, а не два, как было прежде на всех "стратегах". И это не копирование западного, в частности американского, опыта, а свидетельство возросшей надежности разработанных и произведенных в России энергоустановок, когда уже не требуется реактор-дублер.

Армия Архангельская область Минобороны Северо-Запад