Всего на территории Российской Федерации после распада СССР находилось семь крупных арсеналов, где хранились боеприпасы, начиненные различными видами отравляющих веществ. После долгих дискуссий и экспертных оценок было решено уничтожать боевую отраву там, где она была складирована. Арсеналы переименовали в объекты по хранению химического оружия, на территории которых началось строительство специальных предприятий, на которых и предполагалось уничтожение боевой химии.
Первый объект ввели в эксплуатацию 19 декабря 2002 года в поселке Горный Саратовской области. Там находились значительные запасы достаточно древних отравляющих веществ - иприта, люизита и их смесей. Их удалось ликвидировать без особых проблем и в намеченные сроки. Последний же промышленный объект введен тоже 19 декабря, но уже этого года, в Кизнере. Здесь складировано самое большое количество артиллерийских боеприпасов крупного калибра - более двух миллионов штук. Начинены они в основном зарином, зоманом и газами типа Vx. Полное уничтожение этих огромных запасов должно завершиться к концу 2015 года.
На торжественное открытие объекта были приглашены, в том числе, зарубежные гости: замгендиректора Технического секретариата Организации по запрещению химического оружия Асправатам Грейс, представители Германии и Канады - стран, активно участвовавших в финансировании строительства объекта "Кизнер" и оказании нам технологической помощи.
Заместитель руководителя миссии посольства Канады в Российской Федерации, выступая, как он выразился, от имени правительства Канады и посла Канады, сразу начал почему-то говорить не о вводимом объекте, а применении химического оружия в Сирии.
По словам канадского дипломата, этот факт "еще раз подчеркнул необходимость сохранять бдительность относительно возможности распространения химического оружия". Представитель Канады также отметил, что "риск того, что оружие массового уничтожения или связанные с ним материалы попадут в руки государств, которые вызывают озабоченность или террористических групп по-прежнему остается одним из главных вызовов глобальной безопасности". "Миссия ОЗХО ООН по уничтожению арсеналов сирийского химоружия является большим шагом вперед в достижении это общей цели международной безопасности, - сказал канадский гость церемонии, зачем-то увязав ввод завода в Кизнере с нераспространением химоружия. Он сказал: "Пуск в эксплуатацию объекта по уничтожению химического оружия в Кизнере - прекрасный пример продолжающихся усилий по избавлению человечества от страшного оружия. Для Канады ввод в эксплуатацию этого объекта представляет из себя важный результат международных усилий по предотвращению той ситуации, когда бы химическое оружие могло попасть в руки людей, которые не должны им обладать".
Слова, в общем-то, справедливые и понятные. Но при чем здесь объект в Кизнере, Россия и опасность попадания химоружия "в руки людей, которые не должны им обладать"?
Итоговая пресс-конференция после пуска объекта в опытную эксплуатацию почему-то тоже началась с упоминания Сирии.
Ведущий пресс-конференции напомнил, что в уходящем году "исполнилось 20 лет со дня открытия подписания Конвенции об уничтожении химоружия, однако круглая дата была омрачена сообщениями о том, что боевые отравляющие вещества применялись в Сирии, достоверно известно о пяти случаях его применения".
И получилось, что введение в строй объекта "Кизнер" стало чем-то второстепенным по сравнению с тем, что в Сирии использовались боевые отравляющие вещества, а США направляют к берегам этой страны некие корабли со специальными установками по уничтожению боевых ОВ, находившихся в арсеналах сирийской армии. И благодаря якобы лишь международным усилиям российское химическое оружие не попадает "в руки людей, которые не должны им обладать".
Вопрос: а каким образом и с каких арсеналов химическое оружие все-таки попало в руки тех, кто не должен был им обладать - бандитов, воюющих на территории Сирии под знаменами джихада?
Все российские объекты по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, находятся под постоянным международным контролем. Каждая боеголовка, начиненная смертоносной отравой, на строжайшем учете. Охрана объектов - на высшем уровне. Процесс ликвидации боевых ОВ на нашей территории идет ускоренными темпами и должен завершиться в 2015 году.
А вот в США ликвидация собственного химического оружия застопорилась по причинам не совсем ясным - то ли продвинутые американские технологии дали сбой, то ли денег не хватает. Пентагон заявил, что сможет уничтожить запасы своего химического оружия где-то после 2020 года, может быть, к 2025 году, если получится. При этом такого свободного доступа для международных инспекторов на арсеналы с химоружием, как в России, в США не было и нет. А уж российских офицеров-химиков на американских объектах были единицы, в то время как американцы, можно сказать, облазили и обнюхали все российские химические арсеналы и объекты по уничтожению боевых ОВ.
И логично было бы спросить: а что делают в США, чтобы "химическое оружие не могло попасть в руки людей, которые не должны им обладать"? Говорить можно что угодно. Покажите и докажите международному сообществу, что все химические арсеналы в США защищены очень надежно и ни одна капля боевой отравы в руки террористов попасть не может в принципе.
Так и не сумев наладить процесс бесперебойного и безопасного уничтожения химоружия на собственной территории, Соединенные Штаты заявили, что лишь они смогут уничтожить сирийское химоружие лучше других. Для этих целей созданы какие-то плавучие платформы, оборудованные какими-то технологическими линиями. Плавучие химзаводы скоро встанут у берегов Сирии и начнут что-то там перерабатывать. Действительно "что-то", так как до сих пор не озвучен состав химического вооружения, которым якобы обладает Дамаск. Что это: бомбы, снаряды, мины, бочки с жидкой отравой? И какое именно ОВ есть в Сирии: старые иприт с люизитом или новейшие нервно-паралитические газы? Опять же, по какой технологии будет уничтожаться сирийское химоружие? Вопросы есть, ответов - нет.
Когда в зарубежной прессе началась шумиха вокруг сирийского химического оружия, и когда Дамаск присоединился к Конвенции по уничтожению такого оружия, в России сразу проверили все мобильные комплексы по уничтожению в полевых условиях любых видов химического оружия. Наши комплексы считаются одними из лучших в мире по качеству детоксикации боевых ОВ и безопасности этого процесса. Всего подвижных комплексов 98, все они находятся на базах хранения, можно сказать, в постоянной боеготовности. Доставить часть из них в Сирию для проведения на месте эффективного уничтожения химического оружия можно было за считанные часы и без особых проблем. Но на международном уровне по линии ОЗХО и ООН было принято решение: уничтожать сирийское химоружие будут американцы. Правда не за свой счет, а за счет бюджета ООН. И Россия для этих целей уже выделила и перевела ООН два миллиона долларов.
Россия, как можно было понять из ответов, прозвучавших на пресс-конференции в Кизнере, будет участвовать в уничтожении сирийского химоружия весьма опосредованно, почти символически.
Америка, конечно, великая страна и с точки зрения современных промышленных технологий и с точки зрения финансовой мощи. Но свою национальную программу уничтожения химоружия там провалили полностью. А Россия тихо, без рекламного шума и показного пафоса ведет тяжелейшую работу и последнюю каплю боевых отравляющих веществ уничтожит, как и обещала, точно в срок - лет на десять раньше США.