25.12.2013 09:44
Экономика

5 советских "ядерных" прорывов

Текст:  Виктория Чернышева
25 декабря 1946 года под руководством Игоря Курчатова в Советском Союзе запустили первый в Европе ядерный реактор. Это событие стало знаковым в становлении нашей страны в качестве ядерной державы. Несмотря на то, что "пионерами" в ядерной энергетике стали американцы (первый в мире ядерный реактор появился в США в декабре 1942-го), "приручение" мирного атома стало толчком для других прорывов, сделанных советскими учеными.
Читать на сайте RG.RU
Первая в мире АЭС

Обнинскую атомную электростанцию запустили 26 июня 1954 года в Калужской области, на базе "Лаборатории В" (сейчас это Государственный научный центр РФ "Физико-энергетический институт имени А. И. Лейпунского"). АЭС имела один реактор с водяным теплоносителем АМ-1. Изначально эта аббревиатура расшифровывалась как "атом морской" - реактор предназначался для транспортной установки. Но из-за его большого размера назначение изменили на гражданское, а потому АМ превратилось в "атом мирный".

Как создавалась первая советская атомная бомба

В разработке АЭС принял участие Курчатов. Ее реактор не только вырабатывал энергию, но и стал базой для проведения экспериментов и выработки изотопов для медицины. Опыт эксплуатации станции дал толчок к строительству других АЭС в СССР.

Обнинская АЭС проработала 48 лет: ее реактор остановили в апреле 2002 года.

Советская атомная бомба

Первая советская атомная бомба называлась РДС-1. Это обозначение стало известно после проведения испытаний. В постановлении правительства название бомбы зашифровали как "реактивный двигатель специальный", но затем его трактовали по-разному. В том числе, "реактивный двигатель Сталина".

Есть предположение, что конструкция советской атомной бомбы опиралась на разработку американцев - из-за желания ее повторить. Хотя часть систем была именно советской разработки. О том, что Советский Союз уже владеет секретом атомного оружия, власти открыто заявляли еще в 1947 году. Однако ученые США посчитали, что это блеф, спрогнозировав, что русские смогут это сделать лишь к 1952 году.

Бомбу успешно испытали 29 августа 1949 года в Казахстане, на полигоне в Семипалатинской области.

Первый в мире атомный ледокол

Ледокол "Ленин" построили на судостроительном заводе имени А. Марти в Ленинграде. Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой отправилось на ходовые испытания 12 сентября 1959 года. С 1960 года ледокол вошел в состав Мурманского морского пароходства.

Чем грозит миру вакуумная бомба

Благодаря применению "мирного атома", срок навигации для ледокола был значительно продлен. За все время эксплуатации "Ленин" преодолел 654 тысячи морских миль, большинство из которых - во льдах. В 1971 году ледокол первым из морских судов прошел дальше Северной Земли, подготовив экспедицию ледокола "Арктика" на Северный полюс.

Уникальное судно проработало 31 год. В 1990 году его поставили на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на борту "Ленина" расположен музей.

Установка для управляемого термоядерного синтеза

Советские ученые создали установку для управляемого термоядерного синтеза типа токамак (тороидальная камера с магнитными катушками). Ее главная особенность - в том, что плазма удерживается не стенками камеры, а созданным комбинированным магнитным полем, причем при этом используется электрический ток. Над установкой в 50-е годы работал Андрей Сахаров, который, вместе с коллегой, предложил теоретическую основу термоядерного реактора, где плазма имела бы форму тора и удерживалась магнитным полем.

Первая подводная лодка, способная погрузиться на 1000 метров

4 августа 1984 года атомная подводная лодка К-278 ("Комсомолец") в Норвежском море установила мировой рекорд - погрузилась на глубину 1020 метров. На борту корабля водоизмещением 8500 тонн находились 80 человек. На такую глубину ранее не опускалась ни одна боевая подлодка: "Комсомольцу" это удалось благодаря сверхпрочному титановому корпусу.

Корабль имел не только военное, но и научное значение: это была лаборатория, испытательный стенд, прототип будущего подводного гражданского флота. "Комсомолец" погиб 7 апреля 1989 года, во время возвращения с третьей боевой службы в Норвежском море. Причиной стал пожар, разрушивший в двух смежных отсеках системы цистерн главного балласта, через которые подлодку затопило водой. Из 69 членов экипажа выжило 27 человек.

Энергетика