В 1953 году советская федерация была принята в Международную федерацию хоккея, и уже на следующий год сборная СССР дебютировала на чемпионате мира. До турнира команду никто не воспринимал всерьез, а канадцы даже отказались сыграть с ней товарищеский матч, дескать, с вами, "зелеными новичками", нам не интересно. Видимо, не знали иностранцы, что "русского медведя лучше не дразнить", иначе бы не разместили накануне чемпионата в одной из газет язвительную карикатуру: "человек, напоминающий Боброва", в роли школьника сидит за партой с букварем, выслушивая наставления "учителя" в форме игрока сборной Канады. Победив последовательно команды ЧССР, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Норвегии, 7 марта 1954 года на Королевском стадионе в Стокгольме сборная СССР во главе со старшим тренером Аркадием Чернышевым сотворила главную сенсацию турнира, разгромив фаворитов первенства - канадцев.
"Советские игроки первого хоккейного поколения во главе с Всеволодом Бобровым развеяли в 1954 году миф о канадской непобедимости не только потому, что проявили бойцовский характер, выдержали сильное психологическое и физическое давление со стороны заокеанских игроков, но и потому, что не уступили им в мастерстве", - полагает трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Виталий Давыдов.
Игры команд проходили в трех группах. В финальный этап выходили по две лучшие сборные из каждой группы. Турнир, который проводился с 14 по 25 февраля 1956 года, вызвал колоссальный интерес у публики: на некоторые матчи собиралось до 12 тысяч зрителей. Именно столько вмещал новый ледовый дворец, построенный в Кортина д"Ампеццо специально к Олимпийским играм. Канадцы были представлены любительским клубом "Китченер-Ватерлоо Датчмэн".
Хозяева чемпионата - итальянцы позвали под свои знамена нескольких уроженцев Канады, поигравших за океаном, но это не помогло сборной Италии преодолеть первый раунд. Не повезло шведским хоккеистам, которые до начала Игр рассматривались в качестве одного из фаворитов турнира. В первом же матче они потеряли двух ведущих игроков. Шведы жаловались на бытовые условия: они жили в крайне некомфортабельном отеле, где никогда не смолкал шум, а также не работал душ.
Спустя два года после выигрыша на чемпионате мира в Стокгольме, советская сборная в 1956 году победила на Олимпиаде в итальянском городке Кортина д"Ампеццо, последовательно обыграв команды Швеции и Швейцарии, а в финальных поединках США, Канаду, Швецию, Чехословакию и ФРГ.
Канадские игроки перед решающей игрой откровенно пижонили и пытались взять советских игроков на испуг: проходя мимо нашей раздевалки, били по ее двери изо всех сил своими клюшками. Взяли на вооружение "боевую раскраску индейцев" - нарисовав себе под глазами "угрожающие" черные полоски. Эти ухищрения не помогли родоначальникам хоккея. Советские игроки опустили высокомерных канадцев с небес на землю, выиграв у них со счетом 2-0.
После матча канадцы расслабились и зашли в раздевалку советской сборной. Приступ смеха вызвала у них амуниция советских игроков: деревянные, в отличие от канадских, со стальной проволокой, клюшки, байковые трусы и пояс из белого войлока. Наконец, самодельные раскладные щитки, которые удерживались за счет плотных шерстяных рейтузов.
Победа на Зимних Играх в Италии так впечатлила одного из итальянских скульпторов, что вскоре после Олимпийских игр на римском стадионе "Марми", украшенном мраморными статуями, символизирующими различные виды спорта, появилась многометровая статуя "Хоккей". Это была скульптура, слепленная с вратаря олимпийской сборной СССР Николая Пучкова.
Всеволод Бобров и его товарищи заложили фундамент побед непобедимой советской сборной по хоккею с шайбой. Именно тогда, в Италии родился знаменитый клич болельщиков "Мо-лод-цы!". "Мое поколение пришло в сборную страны после Всеволода Боброва и его друзей, покрывших позолотой имидж советского хоккея, только вставшего на ноги, а мы в эту корону добавили бриллианты и изумруды. На протяжении десяти лет, когда играли мои сверстники, сборная СССР была подобна мчащемуся на предельной скорости "Мерседесу", который не чувствует под колесами камешки, в то время как другие команды либо останавливались, либо притормаживали. И если даже им удавалось обгонять нас на некоторых участках, на финиш все равно первой приходила наша сборная", - вспоминает Виталий Давыдов.
Финальный турнир
Всеволод Михайлович Бобров родился 1 декабря 1922 года в городе Моршанск тогда еще Тамбовской губернии. Бобров был самым известным советским футболистом и хоккеистом 1940-1950-х годов. Он с блеском проявил себя в футболе и хоккее: он - единственный в истории Олимпийских игр спортсмен, который был капитаном национальной сборной страны и по футболу, и по хоккею с шайбой. Заслуженный мастер спорта (1948), заслуженный тренер СССР (1967).
Всеволод Бобров начинал играть в футбол и хоккей с мячом в Сестрорецке под Ленинградом в школьной команде, затем перешел в команду завода имени Воскова. Он заметно выделялся среди сверстников: бегал быстрее их и забивал больше голов, чем они.
Перед войной Бобров два сезона провел в команде "Динамо" Ленинград. В 1941 году был эвакуирован в Омск вместе с оборонным заводом, на котором работал слесарем-инструментальщиком. Его хранила судьба - в последний момент имя молодого человека было вычеркнуто из списка солдат, которых отправляли на фронт. Играл за Омское интендантское училище, с 1944 года находился в Московском авиатехническом училище. С 1945 по 1949, а также с 1953 по 1957 годы выступал за ЦДКА, с 1949 по 1953 годы - за ВВС. Бобров на высшем уровне дебютировал он так, что имя молодого человека запомнили все, кто находился на трибунах: выйдя на замену заболевшего игрока ЦДКА в матче с "Локомотивом" в Черкизове забил два гола. Это было 18 мая 1945 года, через 9 дней после победы в Великой Отечественной войне.
В футболе Бобров трижды стал чемпионом СССР, дважды обладателем Кубка страны, участвовал в Олимпиаде 1952 года, где, благодаря трем за 15 минут голам Боброва в матче с Югославией, сборная СССР, проигрывая 1-5, в итоге сравняла счет. Провёл 116 матчей в чемпионатах СССР по футболу, забил 97 голов. Лучший бомбардир чемпионата СССР 1945 - 24 мяча, 1947 - 14. В хоккее с мячом был обладателем Кубка СССР 1945, 1946 годов.
В 1945 году армеец Бобров был приглашен в футбольную команду московского "Динамо" в легендарное турне по Великобритании. Он забил 6 из 19 голов, проведенных динамовскими футболистами в ворота известных британских клубов. Любопытно, что одна из английских газет в своем материале тогда попыталась оценить приблизительную стоимость советских игроков. Напротив фамилии Боброва, которого великий комментатор Вадим Синявский в ходе того турне назвал "золотая нога", была надпись - "Бесценный". Именно тогда, в один из выходных дней, прогуливаясь возле лондонского стадиона "Уэмбли", советские футболисты увидели, как на ледовой площадке играют в "канадский хоккей". Бобров с товарищами так увлеклись просмотром заокеанской игры, что опоздали на ужин.
В хоккее с шайбой Бобров стал одним из пионеров этой игры в нашей стране. Чемпион Олимпийских игр 1956 года, двукратный чемпион мира в 1954 и 1956 годах, Европы с 1954 по 1956 годы по хоккею с шайбой. Признавался лучшим нападающим чемпионата мира 1954 года. Становился лучшим бомбардиром чемпионата мира 1957 года по хоккею - 13 заброшенных шайб. В 1957 году был награжден Орденом Ленина.
Чемпион СССР 1948, 1949, 1950, 1951,1952, 1955 и 1956 годов по хоккею с шайбой. В национальных чемпионатах забил 254 шайбы в 130 играх. За сборную СССР забил 89 шайб в 59 играх. Четыре раза выигрывал титул лучшего снайпера первенств СССР по хоккею с шайбой. Единственный в истории хоккеист, который трижды подряд - в 1950, в 1951 и 1952 годах становился лучшим бомбардиром чемпионата СССР по хоккею с шайбой. Всеволод Бобров - один из четырех хоккеистов в истории (вместе с Вениамином Александровым, Владимиром Петровым и Александром Якушевым), который за один чемпионат забрасывал более 50 шайб - 52 гола в сезоне 1947/1948 годов. Капитан сборной СССР по хоккею на Олимпийских играх 1956 года.
Все эти достижения лишний раз говорят о том, что Всеволод Бобров является уникальным примером спортсмена, который был лучшим игроком на протяжении целого десятилетия в двух наиболее популярных игровых видах спорта - футболе и хоккее с шайбой. В этом с ним, пожалуй, может сравниться только швед Свен Тумба Юханнсон. Всеволод Михайлович, по отзывам его современников, отличался исключительными природными двигательными данными, виртуозной техникой, незаурядным тактическим мышлением. Постоянная нацеленность на ворота, хитроумный дриблинг, точный сильный бросок превратили Боброва в самого грозного бомбардира своего поколения.
"Это был настоящий, волей Божьей талант и мастер индивидуальной игры. Его скоростная обводка была потрясающей", - говорил о таланте Боброва известный тренер Борис Аркадьев. Особенно соперники мучились после рывков, знаменитых "прорывов Боброва". На поле раздавался крик "Дай", - это означало, что "Бобер" готов к своему фирменному тарану, партнеру оставалось лишь точно передать ему мяч или шайбу.
Бобров достиг невероятного по нынешним временам показателя в матчах национального первенства и международных турниров, в которых участвовал: проводил в среднем более 1 гола за игру в ворота соперников. В чемпионате СССР его результативность превысила 2 шайбы за матч.
Всеволод Бобров, любимец самых красивых женщин Советского Союза той поры, по воспоминаниям людей, знавших его, был человеком, который всегда приходил на помощь человеку, попавшему в беду. Об этом лучше всего сказал Валентин Николаев, футболист, игравший с Бобровым в ЦДКА: "Он был жаден во всем, что касалось футбола, хоккея, жаден для любой игры, до гола, до обожания трибун, не скрывал удовлетворения, когда зрители устраивали ему овации. Но в жизни, в отношении с товарищами, со всеми окружающими наш Бобер был по-рыцарски щедр".
Карьеру игрока Всеволод Михайлович завершил в 35 лет. Мог бы играть дольше, но мучили больные колени - последствия многочисленных травм. Еще выступая в командах мастеров, Бобров начал свою тренерскую деятельность. В 1950 году стал играющим тренером хоккейной команды ВВС, а с 1953 года - тренером футбольной команды ВВС. Был любимым игроком и другом сына Иосифа Сталина - Василия, курировавшего команду военных летчиков.
Бобров чудом остался жив в 1950 году, когда разбилась команда ВВС, вылетевшая на игру в Свердловск на военно-транспортном самолете с самым опытным в СССР экипажем военных летчиков: при посадке в аэропорту Кольцово в условиях ограниченной видимости самолет врезался в землю. Погибли все - 11 хоккеистов, играющий тренер, врач, массажист и 6 членов экипажа. Бобров опоздал на этот самолет из-за не зазвонившего будильника. "Погибли мои друзья, товарищи. Счастье не может быть производным от смерти. Самым счастливым днем в моей жизни было 1 марта 1968 года, когда родился мой сын Миша!", - однажды ответил Бобров на вопрос, считает ли он этот день, 5 января 1950 года, когда не зазвонил тот самый будильник, самым счастливым в жизни.
Под руководством Всеволода Боброва хоккейная команда "Спартак" (Москва) стала чемпионом СССР в 1967 году, а сборная СССР по хоккею победила на чемпионатах мира 1973 и 1974 годов. Бобров был инициатором проведения встреч между советскими хоккеистами и канадскими профессионалами. Руководил сборной СССР во время суперсерии-1972 года против сборной Канады. Канадцы в знак особых тренерских заслуг Всеволода Михайловича наградили его специальной золотой медалью.
После своей отставки с поста главного тренера команды СССР по хоккею в 1974 году, победного для нее чемпионата, Всеволод Михайлович в хоккей с шайбой уже не вернулся, начав тренировать футбольные клубы. После того, как футбольный ЦСКА в чемпионате СССР 1978 года занял шестое место, армейские военные чиновники перевели Боброва работать тренером в детскую спортивную школу. Этого легендарный тренер перенести уже не смог. Как сказано в одной из книг о мастере: "Великий Бобров ушел из спорта и из жизни нелепо и преждевременно". В возрасте 57 лет.
Умер Всеволод Бобров 1 июля 1979 года в Москве. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Похоронен великий спортсмен на Кунцевском кладбище. На его надгробии покоится гранитный футбольный мяч.
Именем Всеволода Боброва названы символический клуб хоккейных бомбардиров России (для игроков, забросивших в официальных матчах не менее 250 шайб), а также приз, вручаемый самой результативной команде чемпионата России по хоккею с шайбой. Его именем назван один из дивизионов Континентальной хоккейной лиги, а также Ледовый дворец ЦСКА на Ленинградском проспекте. Поэт Евгений Евтушенко посвятил легендарному спортсмену стихотворение "Прорыв Боброва", назвав его "Шаляпиным нашего футбола, Гагариным шайбы на Руси". В 1997 году Бобров был включен в Зал хоккейной славы Международной федерации хоккея.