Техзадание на проектирование многоцелевой АПЛ четвертого поколения было выдано еще в 1977 году. Буквально через несколько лет после того, как промышленность получила задание спроектировать многоцелевые АПЛ третьего поколения - титановые по проекту 945 и стальные по проекту 671РТМ. Дело в том, что предыдущие проекты должны были противодействовать американским субмаринам типа "Лос-Анджелес", а в США уже готовились закладывать суперлодки четвертого поколения Seawolf - "Морской волк". Советский Союз должен был не отстать.
Проект 885 был завершен в ленинградском КБ подводного судостроения СПМБТ "Малахит" к 1990-му году. Лодка имела выдающиеся на то время характеристики. Самое главное - в проекте она была менее шумной, чем "Морской волк", имела более мощное вооружение и большую глубину погружения - приближающуюся к одному километру. Впервые в отечественном подводном судостроении всю носовую часть лодки занимал огромный и очень мощный гидроакустический комплекс, а торпедные аппараты находились по бокам корпуса. Проект 885 имел уникальную систему активной защиты, включавшую ложные цели, противоторпеды и создание акустических помех. Советский Союз реально мог получить практически неуязвимую атомную субмарину, способную уничтожить любую подводную лодку НАТО, любой надводный корабль и весь авианосный ордер - атомный авианосец любого размера со всеми кораблями охранения. К тому же, эта субмарина должна была заменить все атомные многоцелевые подлодки проектов 671, 705, 945, 971, 949А. И тут СССР рухнул.
Тем не менее, 21 декабря 1993 года проект 885 под заводским номером 160 был заложен на Северодвинском машиностроительном предприятии. Назвали лодку в честь того города, где она строилась - "Северодвинск". Сначала не было денег, потом появились рыночные законы, требовавшие искать наиболее дешевых поставщиков, было много других интересных вещей, которые, казалось бы, должны были похоронить проект 885 еще в лихие девяностые. Но проект не только выжил, он был воплощен в металл. 15 июня 2010 года атомный подводный ракетный крейсер четвертого поколения "Северодвинск" в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева был торжественно спущен на воду. 12 сентября 2011 года лодка впервые вышла в море на ходовые испытания.
Субмарина строилась семнадцать лет! В советские времена на строительство таких лодок требовалось не более трех лет, а в серии - двух.
В проекте 885, построенном в новой России, не удалось реализовать многое из того, что закладывалось в Советском Союзе. С другой стороны, кораблестроители смогли внедрить те ноу-хау, которые были немыслимы в начале 1990-х. Не взирая на все огрехи, "Северодвинск" получился кораблем прекрасным.
Вот некоторые характеристики подводного крейсера.
Подводная скорость 35 узлов, предельная глубина погружения - 700 метров, рабочая - 500 метров. Автономность плавания - 100 суток, экипаж - 90 человек (32 офицера).
Десять торпедных аппаратов калибра 533 мм расположены под углом побортно в районе ограждения выдвижных устройств. За ограждением находятся 8 вертикальных ракетных шахт, в каждой из которых размещается по 4 ракеты. Возможность комбинировать ракетное вооружение дает гибкость в выполнении широкого набора боевых задач - от поражения стационарных наземных целей ракетами "ЗМ-14" до борьбы с субмаринами противника и уничтожением всех типов надводных кораблей противокорабельными ракетами "ЗМ-54" и П-800 "Оникс". Впрочем, перечисленное вооружение, взятое из открытых источников, отнюдь не определяет истинную ударную мощь "Ясеня". Она гораздо выше.
Введенный в состав ВМФ, пусть и в качестве опытного образца, "Северодвинск" превосходит американский Seawolf практически во всем. По сути, проект 885 оказался субмариной не четвертого, а как принято в авиации поколения 4++ - почти пятого. Намного опередили мы американцев, даже с учетом всех разрух.
Вспомним проект 971 "Щука-Б". Он создавался в качестве противовеса американской ударной подлодке типа "Лос-Анджелес", но превзошел ее во всем. Тридцать лет назад, 30 декабря 1984 года, в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР вступила многоцелевая атомная подводная лодка К-284 проекта 971 "Щука-Б". Это была первая стальная многоцелевая атомная субмарина третьего поколения. В НАТО этот проект и его модификации назвали "Акула". В названии янки не ошиблись. "Акула", она атакует тихо и стремительно. И действительно, "Щуки-Б" были тише заокеанских "Лос-Анджелесов". Но и лодки второго поколения 671РТМ "Щука" оказались лучше "Лос-Анджесов" - третьего поколения.
В конце 1980-х Михаил Горбачев, как верховный главнокомандующий, не стремился выводить подводный флот СССР в океан. Так что реальные возможности наших лодок мы оценить не могли.
С начала 1990-х ВМФ впал в стагнацию. А в 1996-м - выборы президента РФ - фаворитом определили Бориса Ельцина. И он, Верховный главнокомандующий, дал отмашку ВМФ показать, на что способна новая Россия. В 1996 году подводный флот ушел в дальние походы, и сразу разразились скандалы.
Летом 1996-го года подводная лодка проекта "Щука-Б" вошла в Средиземное море. Англичане засекли ее при прохождении Гибралтара и сразу сели на хвост. Но очень скоро лодка исчезла в не столь уж и обширных пучинах средиземноморья. Вновь ее обнаружили только у берегов Югославии. "Щука-Б" осуществляла защиту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" от подводных лодок. За время той боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа "Лос-Анджелес".
Летом того же года подводная лодка К-461 "Волк" под командованием капитана 1-го ранга Алексея Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила стратегическую атомную подводную лодку ВМС США и, оставаясь незамеченной, скрытно наблюдала за ее выходом в район боевого патрулирования. Буриличев на деле показал высочайший профессионализм как личный, так и всего экипажа, подтвердил все характеристики проекта "Щуки-Б". Вполне заслуженно ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Американские специалисты провели тщательный анализ и пришли к выводу, что их корабли противолодочной обороны просто не в состоянии обнаруживать "Щуку-Б". "Кошачья серия" оказалась даже способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам. Для НАТО это стало своеобразным шоком.
Анекдотичный случай произошел 29 февраля 1996 года. Корабли НАТО отрабатывали задачи обнаружения и уничтожения лодок вероятного противника, наверное, - российских. Условные лодки были своевременно запеленгованы и уничтожены. Когда командованию отрапортовали об успехе, в середине ордера кораблей НАТО всплыла российская подводная лодка, которая наблюдала за всем ходом учений и о существовании которой никто не догадывался. Всплытие было обусловлено тем, что одному из моряков сделали прямо на борту операцию по удалению аппендицита, но развились осложнения, требовалась более квалифицированная помощь. Больного матроса эвакуировали на берег, жизнь его была спасена.
Британские моряки опознали всплывшую субмарину как проект 971 "Щука-Б". Однако они ошиблись: натовцы не смогли визуально идентифицировать и акустически запеленговать лодку второго поколения - проекта 671РТМК "Щука".
Случайно или нет, но после 1996 года активность дальних походов российских многоцелевых АПЛ была резко свернута.
Еще один скандал случился совсем недавно. В июне-июле 2012 года субмарина проекта "Щука-Б" несколько недель находилась незамеченной в Мексиканском заливе, в непосредственной близости от берегов США. Проявила она себя умышленно, когда уходила к родным берегам.
Увы, по состоянию на 2013 год в строю остаются всего шесть субмарин проекта 971. Четыре на Северном флоте, две - на Тихоокеанском. Остальные - на ремонте, консервации или в отстое.
А ведь те субмарины, которые были созданы в нашей стране более двадцати лет назад, полностью соответствуют требованиям нынешнего времени.
Сегодня России создали лучшие подводные крейсера. Вопрос: войдут они в состав ВМФ после опытной эксплуатации или нет? Хочется верить на утвердительный ответ.