03.01.2014 14:15
Спорт

Максим Макарычев: Анатолий Фирсов был игроком, опередившим свое время

Текст:  Максим Макарычев
В ноябре 2012 года в честь 40-летия самой знаменитой в истории суперсерии между канадскими профессионалами и советскими хоккеистами авторитетнейшее хоккейное издание Канады "The hockey news" решило определить десятку самых выдающихся советских игроков, не игравших в НХЛ. В своем списке известный спортивный обозреватель Деннис Гибоннс на первое место вывел не Валерия Харламова и Владислава Третьяка, ставших героями суперсерии сорокалетней давности и известных каждому болельщику Страны кленового листа, а Анатолия Фирсова, который в ней участия вовсе не принимал. Это свидетельствует о том, игроком какого таланта, опередившим свое время, был учитель Харламова и Мальцева на льду. Впрочем, предоставим слово канадскому журналисту.
Читать на сайте RG.RU
Олимпийский чемпион Анатолий Фирсов

"Канадцы не видели Фирсова, непревзойденного автора и исполнителя финта "конек-клюшка-конек", который он мог бы выполнять против лучших игроков НХЛ, потому что он закончил карьеру в сборной СССР за шесть месяцев до Суперсерии. Среди его многочисленных подвигов, выделяется выигрыш трех золотых олимпийских медалей, особенно в 1968 году, когда он помог Советам добиться идеального результата и забил на турнире ведущих сборных 12 голов, набрав 16 очков. Его непревзойденная трудовая этика, быстрое мышление и молниеносная скорость сделали его лучшим из когда-либо выступавших русских хоккеистов в истории", - отметил Гиббонс.

Трехкратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира и Европы по хоккею с шайбой, девятикратный чемпион СССР Анатолий Фирсов родился 1 февраля 1941 года в Москве. Его детство прошло без отца, погибшего на фронте. Играть, как многие великие советские хоккеисты послевоенных лет, он начинал в хоккей с мячом, в детской команде завода "Красный богатырь". Затем перешел секцию хоккея с шайбой в "Спартак". В этой команде в чемпионате СССР отыграл три с половиной сезона, прежде, чем оказался в ЦСКА Анатолия Тарасова. Великий хоккейный мэтр стал для Фирсова вторым отцом, а сам левый нападающий армейского клуба и сборной СССР любимым игроком знаменитого тренера.

"В игре Анатолия Фирсова меня поражала его скорость. Прежде всего, скорость мысли. Порой мне кажется, что игра Фирсова состоит из непрерывного ряда озарений: в горячей, напряженной обстановке, мгновенно ориентируясь, он находит самые неожиданные решения. Затем скорость выполнения того или иного технического приема, паса, обводки. И скорость бега. Три скорости, взятые вместе и перемноженные. Он мыслит в игре, не отделяя задуманное от исполнения, думает синхронно с действиями и действует синхронно с поисками правильного решения", - вспоминал об игре одного из своих любимцев Анатолий Тарасов.

Наставник сборной ЧССР Ярослав Питнер на одной из пресс-конференций, после очередного победного для советской команды чемпионата мира в конце 1960-х выделял три "кита", три слагаемых успеха русской ледовой дружины: "Во-первых, умение кратчайшим путем пройти к воротам соперника. Во-вторых, великолепная физическая подготовка. В-третьих, присутствие в составе советской команды Анатолия Фирсова".

У Фирсова был свой конек - коронный финт, на который регулярно "покупались" защитники соперника. На высокой скорости, он применял фирменную обводку "клюшка-конек-клюшка" - направлял шайбу назад, при этом проводя клюшку вперед, тут же коньком резко подталкивал шайбу вперед к клюшке, оставляя соперника за своей спиной. Повторить этот финт и сейчас удается далеко не каждому зрелому игроку, тем более в важном матче - он требует от хоккеиста не только отшлифованного его исполнения, но и абсолютного хладнокровия и ощущения себя абсолютно уверенным и раскрепощенным на льду.

"Вся соль этого приема, естественно, не в том, чтобы просто потешить публику. Это имитация паса, оставления шайбы назад, партнеру. Я, к примеру, порой даже специально кричал: "Вовка!", корпусом, головой, глазами показывая защитнику, что отдаю пас, а сам возвращал себе шайбу обратно на крюк. Но при этом внимательно следил и за соперником: если он по-прежнему шел на сближение, то действительно разменивался с ним, пасовал, и партнер один, допустим, выходил на ворота. Если же нет - шел вперед сам. Главная задача - вывести соперника из равновесия. Да, всем было известно про этот прием, да только никто не знал, когда я шайбу отдам, а когда нет. Потому частенько и попадались",- признавался Анатолий

Фирсов в интервью "Советскому спорту".

Анатолий Фирсов достиг феноменального показателя в выступлениях за национальную команду: в 166 играх за сборную СССР забросил 134 шайбы, в среднем 0,8 шайбы за игру! В чемпионатах СССР провел 474 матча, забросил 345 шайб. На Олимпийских играх и чемпионатах мира провел 67 матчей, забросил 66 шайб. Причем, многие из этих шайб были решающими, или, как принято говорить, "золотыми".

Он, как и свой знаменитый финт, многое начал делать в советском и европейском хоккее первым. Первый стал загибать крюк у клюшки, хотя многие потешались над ним. Но знаменитый фирсовский щелчок от этого стал еще сильнее и убийственнее для вратарей.

Это был легкий, взрывной нападающий, неудержимый соперниками. И в жизни, и на льду, как вспоминают его партнеры по сборной СССР и ЦСКА, Фирсов всегда находился в приподнятом настроении, выходя на любой матч, как на праздник. Нередко выходил на лед больным: с травмой, с высокой температурой, не считая нужным жаловаться и о чем-либо просить. Как говорил Тарасов, "Фирсов всегда был жаден до хоккея". Он оставался тренироваться, когда многие его партнеры уже ушли переодеваться в раздевалку. Армейские ветераны, вспоминая о Фирсове как об ярчайшей личности, говорят о том, что игрок никогда не останавливался на достигнутом, совершенствовался, вместе с Анатолием Тарасовым оставался после тренировок для того, чтобы придумывать для себя и своего звена новые комбинации и упражнения.  "Сложно ли играть так красиво, как играете Вы?", - как-то спросили Анатолия Фирсова на одной из встреч болельщики. "Просто. Очень просто. Сложнее другое - тренироваться, чтобы так играть…", - ответил мастер. "Многие,- говорил он в одном из своих интервью. Но если бы они только видели, сколько железа мне приходится возить по полу на тренировках, то вряд ли бы удивлялись", - признавался Анатолий Фирсов.

Фирсов опекал молодых игроков сборной, не зря во время тренировок именно возле него собиралась молодежь, жадно внимавшая урокам мастера. Всеволод Бобров считал, что сильная сторона личности Фирсова - "это способность и в жизни, и в спорте всегда быть самим собой". Это был необыкновенно уравновешенный и спокойный человек.

Анатолий Фирсов в сборной был своего рода предтечей Мальцеву, никогда не имевшему постоянных партнеров по тройке: Тарасов постоянно экспериментировал, пробовал армейца в разнообразных сочетаниях, и со всеми игроками Фирсов быстро находил общий язык.

Вопреки устоявшемуся мнению, первым не Харламова в 1972 году, а Фирсова в конце 1960-х годов хотели видеть в своей профессиональной лиге руководители некоторых клубов НХЛ: в свое время он получил от представителей "Монреаль канадиенс" официальное приглашение выступать в сильнейшей лиге Северной Америки. Помимо "Монреаля" уже в начале 1970-х годов были также приглашения от "Бостона" и "Ванкувера". Слухи об этом дошли до высокого начальства - Фирсова затаскали по инстанциям, требуя объяснений. "Меня "прочистили" во всех инстанциях и надолго запретили выезжать за рубеж", - признавался Анатолий Фирсов.

Он был непревзойденным мастером при игре в неравных составах. Это сегодня никого не удивишь, когда нападающий сменяет защитника при игре в большинстве, чтобы усилить атакующую мощь своей команды при численном перевесе. Подобная тактика, например, принесла успех сборной России на чемпионате мира в 2008 году, когда в финале матча с канадцами в дополнительное время Илья Ковальчук, заняв позицию игрока обороны, сместился в центр площадки, забив "золотой гол". А в 1960-е годы именно Фирсова выпускали четвертым нападающим в те минуты, когда ЦСКА или советская сборная имели численный перевес. И подобное новшество Тарасова для многих было в диковинку.

Но еще больше Фирсов запомнился болельщикам, когда появлялся в роли защищающегося при численном меньшинстве его команды. В хоккее есть термин "тайм-киллер". Им называют игрока, умело "убивающего", крадущего время у противника, имеющего большинство. Фирсов был эталоном такого игрока, при этом, умудряясь оставаться на льду по две-три смены подряд. Однажды во время встречи московских армейцев с питерскими Анатолий Фирсов провел на льду 46 игровых минут из 60!

"Толя Фирсов был не только самым техничным игроком моего хоккейного поколения, но и настоящим атлетом, уделявшим большое значение физической подготовке. Не говоря уже о его природной силе. Тело Фирсова было настоящей горой мышц", - признается Виталий Давыдов. Хотя, у молодого Фирсова, когда он только перешел в ЦСКА, чувствовался такой недостаток мышечной массы, что Тарасов, шутя, называл его "скелетом".

Спортивные достижения пионера русского хоккея Всеволода Боброва

Игрока необычайной выносливости, Фирсова, как настоящего гения, окружали легенды. Одна из них была связана с недюжинной силой этого игрока, отнюдь не богатыря росточком, особенно в сравнении с тем же Александром Рагулиным. Из уст в уста передавалась история про то, как однажды Анатолий Фирсов ремонтировал свою "Волгу". Он закрепил домкрат на земле, а не на асфальте или твердой поверхности. Как только игрок стал залазить под машину, домкрат стал проседать в землю, неожиданно соскочил в сторону, придавив бедра Фирсова. Руками и ногами целых полчаса он удерживал машину, пока не подоспела помощь.

"У Анатолия была очень оригинальная обводка. Я просто даже не знаю, с кем его из нынешних игроков сравнить. Его сложный прием "клюшка - конек - клюшка" до сих пор никто не может выполнить так же безупречно, как это делал он сам, - вспоминал Виталий Давыдов. - Отдельные слова надо сказать о его сверхмощном броске. Действительно при игре в большинстве тренеры часто выпускали Фирсова на лед вместо второго защитника, и тот бросал по воротам от синей линии с такой силой, что добровольцев грудью остановить свистевшую шайбу не находилось. До сих пор вижу перед собой глаза одного из лучших чешских вратарей Дзуриллы, который, видя Фирсова, выходящего на лед, начинал чувствовать себя не в своей тарелке. А когда Фирсов еще только катил к синей линии, намереваясь бросить по его воротам, бедолага Дзурилла принимал не классическую вратарскую стойку, не сжимался, а, наоборот, вопреки законам вратарской логики, распрямлялся, лишь бы шайба не угодила ему в голову".

Про Фирсова говорили, что у него самый сильный щелчок не только в СССР, но и во всей Европе. Однажды в игре с командой "Крылья Советов" Фирсов попал шайбой в лоб вратарю Сидельникову, пробил его пластмассовую маску и лобовую кость, после чего голкипера увезли в больницу в бессознательном состоянии. "Вратари смертельно боялись, когда Фирсов замахивался и щелкал по их воротам. Он бил по шайбе с такой силой и скоростью, что уследить за ней было невозможно. В ЦСКА и сборной мы особенно ценили Анатолия за то, что в трудные минуты он умел повести за собой команду, сплотить ребят", - вспоминал Владислав Третьяк.

С именем Фирсова связаны и другие легендарные истории. На чемпионате мира в Вене в 1967 году советские хоккеисты играли решающий матч с канадцами. Вратарь "Кленовых листьев" Сет Мартин при счете 1-0 в пользу заокеанских хоккеистов творил чудеса. Все попытки советских тренеров встряхнуть ребят, заставить их играть в пас, комбинационно, не приносили успеха. Да тут еще Фирсов задержался на льду, потерял шайбу, и понурый, поехал меняться, зная, что вот-вот получит "хороших вводных" от Тарасова с Чернышевым. Вдруг на его пути к скамейке под коньками Фирсова оказалась шайба и он, не глядя и не оборачиваясь, отбросил ее от себя клюшкой, что есть силы, что называется, лишь бы не маячила перед глазами, "противная".

Едва Анатолий Фирсов перелез через борт, как угодил в объятия своих партнеров. Срикошетив от канадского защитника, снаряд влетел в сетку ворот мимо опешившего вратаря Мартина, доселе ловившего удачу за хвост. На следующий день в одной из канадских газет появился отчет об этом матче с заголовком "Шайба, прилетевшая из космоса". Сам Фирсов объяснял этот эпизод со свойственным ему юмором: "Смотрю канадец на меня летит, хочет к борту припечатать. Думаю, брошу-ка я шайбу ему навстречу, а чтобы больше его напугать, бросил повыше. А шайба покувыркалась в воздухе - и в сетку. Меня все целуют, обнимают. Гол-то считается!".

В 1967 и 1968 году, дважды подряд его признавали лучшим нападающим мировых чемпионатов. Причем, на первенстве планеты 1967 года в своих анкетах лучшим игроком Анатолия Фирсова назвал 121 журналист из 122! Ушел Фирсов из сборной, как и полагается великому таланту, победителем, так чтобы запомнили надолго. Став в 1971 году чемпионом мира, в третий раз лучшим нападающим этих турниров, и вместе с Викуловым и Мальцевым войдя в символическую сборную чемпионата.

В послехоккейной жизни, закончившейся фактическим отлучением из сборной, ранимый и чуткий к несправедливости Анатолий Фирсов не сразу нашел себя. К счастью, ситуация изменилась. В конце 1980-х, в самые светлые годы перестройки, когда в законодатели проходили не партийным скопом, а, достучавшись до народа своими страстными речами, Анатолия Фирсова избрали народным депутатом СССР по одномандатному избирательному округу в Москве. В его общественной приемной всегда толпились люди. Он помогал всем: одинокой бабушке, которую обидели чиновники, воину-афганцу, который не мог дождаться протезов, десяткам и десяткам людей, которые шли к нему, как в последнюю инстанцию.Ушел из жизни прославленный советский хоккеист 24 июля 2000 года. Анатолий Фирсов не сумел пережить смерти своей горячо любимой жены. Когда она умерла, он три месяца каждый день появлялся на кладбище, часами сидел возле ее могилы. В конце концов, сердце великого хоккеиста не выдержало. Он умер на своей подмосковной даче от инфаркта, не дожив до 60 лет ... Олимпийские игры 1968 года. Гренобль (Франция)

Французский город Гренобль, расположенный в долине Изер на юго-востоке Франции, принял зимнюю Олимпиаду 1968 года. Открыл зимние Игры лично президент Франции Шарль де Голль. Во время церемонии открытия на стадион с вертолета было сброшено 30 тысяч алых роз.

Максим Макарычев: В хоккее никогда не простят трусости и малодушия

Бригада численностью 50 кинооператоров под руководством знаменитого режиссера Клода Лелюша снимала мгновения Олимпиады, чтобы представить фильм о "Белых играх" во Франции. 6075 полицейских несли во время Олимпиады охрану порядка в местах соревнований, в олимпийской деревне и вдоль дорог.

В последний раз в истории на олимпийском хоккейном турнире также определялся чемпион мира и чемпион Европы. Для турнира хоккеистов, который проводился с 6 по 17 февраля 1968 года, был построен ледовый дворец вместимостью 12 тысяч зрителей.

Турнир свелся к противостоянию между двумя наиболее серьезными соперниками: сборными СССР и Чехословакии. 39 матчей подряд без поражений на крупнейших международных турнирах за 5 лет - с таким багажом подошла к Играм в Гренобле советская сборная. Чехословаки в интервью накануне турнира признавались, что хотели бы напомнить советской сборной, что они являются теми, кто учил их основам этого вида спорта. Чешский тренер Ярослав Питнер накануне турнира заявил о том, что "знает слабые точки противника, и особенно то, что  русский вратарь Виктор Коноваленко становится уязвимым, когда не попадает в ритм игры".

До игры со сборной ЧССР советская команда выиграла все поединки в финальном раунде, который, как и на предыдущей Олимпиаде, проводился по круговой системе. Команда ЧССР настроилась на эту игру как на последний бой, сумев навязать советской сборной свою игру и трижды огорчить голкипера Виктора Коноваленко уже в первой половине игры. В результате чехословаки выиграли со счетом 5-4 и были в шаге от золота: при равенстве очков с командой СССР у чехословаков в запасе была победа в личной встрече. В последнем туре им предстоял матч со Швецией, а сборная СССР играла с канадцами.

В первой встрече советские хоккеисты разгромили канадцев со счетом 5-0, и вышли на первое место. Кураж поймал вратарь Коноваленко, во второй раз за время финального раунда оставивший свои ворота на замке. Советские хоккеисты становились чемпионами Игр при условии потери очков чехословацкой сборной в игре со шведами. И везение было на стороне сборной СССР: шведы, которые в любом случае не поднимались выше четвертого места, сумели навязать борьбу сильной команде ЧССР, и, проигрывая по ходу матча, свести его к ничьей 2-2. Таким образом, сборная СССР во второй раз подряд и третий раз в истории стала олимпийским чемпионом по хоккею с шайбой. Эти Игры доказали, что советская команда по праву является лучшей хоккейной сборной десятилетия.

В символическую сборную были включены вратарь Кеннет Бродерик (Канада); защитники  Леннарт Свидберг (Швеция) - Ян Сухи (Чехословакия); нападающие Анатолий Фирсов (СССР)- Фрэнсис Хакк (Канада) - Франтишек Шевчик (Чехословакия). Лучшими  игроками организаторы признали вратаря канадской сборной Кеннета Бродерика (Канада), защитника - Йозефа Горешовски (Чехословакия) и нападающего Анатолия Фирсова из сборной СССР, который с 16-ю набранными баллами (12 заброшенных шайб и 4 результативные передачи), стал лучшим бомбардиром турнира. По ходу турнира Фирсов сделал два хет-трика. Советские хоккеисты заняли 4 первых места в списке лучших бомбардиров олимпийского турнира в Гренобле.

Медалисты - 1968

1. СССР Виктор Коноваленко, Виктор Зингер, Виктор Блинов, Виталий Давыдов, Виктор Кузькин, Александр Рагулин, Олег Зайцев, Игорь Ромишевский, Анатолий Фирсов, Виктор Полупанов, Вячеслав Старшинов, Владимир Викулов, Борис Майоров, Евгений Мишаков, Юрий Моисеев, Анатолий Ионов, Вениамин Александров, Евгений Зимин. Тренеры: Аркадий Чернышев, Анатолий Тарасов.

2. Чехословакия  - Владимир Дзурилла, Владимир Надрхал, Йозеф Хорешовски, Ян Сухи, Карел Масопуст, Олджих Махач, Франтишек Поспишил, Йозеф Голонка, Ян Грбаты, Вацлав Недоманский, Ян Гавел, Йозеф Черны, Франтишек Шевчик, Петер Гейма, Иржи Холик, Ярослав Иржик, Иржи Кохта, Ян Клапач. Тренеры: Ярослав Питнер, Владимир Костка.

3. Канада  Кен Бродерик, Уэйн Стивенсон, Маршалл Джонстон, Бэрри Мак-Кензи, Брайан Глени, Пол Конлин, Терри О'Мэлли, Фрэнсис Хакк, Моррис Мотт, Роже Бурбоннэ, Раймон Кадье, Дэнни О'Ши, Тед Хэргривс, Гэри Дайнин, Стивен Монтэйс, Джерри Пиндер, Билл Мак-Миллан, Херб Пиндер. Тренер: Джек Мак-Леод.

Игроки и тренеры