Выяснилось, что буквально за несколько часов до Нового года на портале "регулейшн ру", где все ведомства должны публиковать свои законодательные и нормативные инициативы, появился проект приказа Минздрава России. В нем срок введения новых правил планируется перенести на 1 июля 2014 года.
Однако в некоторых регионах реформа уже началась. И скажем так: не без проблем.
Новый порядок, напомним, предусматривает разделение "скорой" на экстренную и неотложную. А также отказ от специализированных бригад, от санитаров, а вместо этого введение должностей "водитель-санитар", "фельдшер-санитар".
Экстренная помощь требуется при состояниях, которые представляют угрозу для жизни. Это могут быть тяжелые травмы, нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения. А также психические расстройства, обширные ожоги, сильные кровотечения, внезапная сильная боль, роды, угроза прерывания беременности.
В таких случаях по новым правилам бригада должна доехать до пациента за двадцать минут. Неотложная помощь оказывается, когда угрозы жизни нет, и пациент некоторое время может подождать врача. Такое бывает при обострении некоторых хронических заболеваний, если жизни ничего не угрожает, при повышенной температуре, скажем, при гриппе.
Собкоры "РГ" проверили, как эти новшества приживаются на местах.
Два часа ожиданий
В Архангельске в новогодние праздники "неотложку" можно ждать больше двух часов.
По новым правилам, как и положено, вызовы от пациентов врачи делят на неотложные и экстренные. По словам архангельских медиков, дежурят врачи "неотложки" далеко не всегда. Например, 3 января - с 2-х часов дня до 8 вечера. Они привязаны к поликлинике, а не к станции "скорой".
"По городу их дежурит всего двое, а вызовов хватает, что в будни, что в праздники. Хотя за последние три дня температура и головная боль особо не тревожат наших граждан. В лидерах - ожоги, отравления, переломы и ДТП, мы их называем - "пьяные вызовы". Этим занимается "скорая", у нас сейчас горячая пора",- утверждает старший врач смены Архангельской станции скорой медицинской помощи Алексей Кузнецов.
Конечно, возникают проблемы: пострадавшие набирают "03", а им высылают "неотложку", которая может ехать несколько часов, а ведь самый важный вызов, по мнению звонящего, это именно его. "Решение, как квалифицировать поступивший звонок - как неотложный вызов или как экстренный, - принимает диспетчер. И правильность выбора здесь зависит не только от его квалификации, но и от полученной по телефону информации, - рассказал "РГ" главный врач Воронежской станции скорой медицинской помощи Сергей Рожков. - Нередко бывает, что позвонивший в службу "03" считает вопросы диспетчера чересчур интимными, или эмоции не позволяют ему внятно рассказать о состоянии больного - особенно сейчас, в период новогодних праздников… Надо помнить, что вопросы, которые задаются при приеме вызова, необходимы для наиболее полного, оперативного и грамотного оказания медицинской помощи".
Рожков знает ситуацию. Для Воронежской области вступивший в силу с 1 января приказ Минздрава № 388Н лишь юридически закрепил разделение скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную. Эта система практикуется в регионе с начала 2013 года.
"Неотложка" при поликлиниках работают с 8 до 20 часов, по ночам менее срочные вызовы обслуживают обычные бригады, не занятые на вызовах экстренных. Введение неотложной помощи позволило "скорой" отдать поликлиникам 4-5 процентов вызовов, но основных проблем службы не решило.
Проблемы новой "скорой"
Проблем несколько. Во-первых, нехватка квалифицированных кадров. Работа в "скорой" исполнена суровой романтики: на улице, в любую погоду, с разным (прямо скажем, очень разным) контингентом больных. Это не в теплом стационаре дежурить, где больные по койкам и каждому курс лечения назначен. Врачам в синих куртках приходится среди метели спасать пострадавших в ДТП, входить в квартиры, где сутками продолжается пьяный дебош.
Но каких-либо надбавок "за романтику" не предусмотрено: зарплаты одинаковы и для стационара, и для бригады экстренных вызовов. Поэтому в скорой помощи не хватает 20 процентов врачей и столько же фельдшеров. Это при всех хитростях, на которые пускаются медработники: например, они были вынуждены дважды "перепрофилировать" докторские ставки - проще говоря, принимать на эти должности фельдшеров.
Второе. "К сожалению, приказ Минздрава не решил проблемы со ставками санитаров и медсестер для скорой помощи. Сейчас эти должности просто не предусмотрены за исключением сестры-анестезиолога в реанимации. Между тем, это единственная возможность устроить на работу в "скорую" молодых специалистов: интернов, студентов медакадемии и пяти базовых колледжей. Я сам начинал с фельдшера, - рассказал Рожков. - Только пройдя школу "скорой" с низов, можно стать квалифицированным специалистом. А теперь мы теряем 64 молодых специалиста".
В-третьих, информатизация диспетчерской службы, оснащение карет системой ГЛОНАСС многое сделали для ускорения работы скорой помощи, но ездят машины с красными крестами по обычным дорогам, в едином для всех потоке. И далеко не всегда водители, услышав сирену или завидев синие проблесковые маячки, пропускают спешащую на вызов карету "скорой". Это вопрос менталитета, переделать который быстро не получается. Возможно, проблему можно решить, выделив для движения спецтранспорта отдельные полосы.
Далее. Есть проблема с пациентами. Нередки случаи, когда в "скорую" звонят просто от нежелания идти в поликлинику. Понятно, государственная поликлиника не спа-салон и найти удовольствие в ее посещении сложно. Но это не повод гонять из-за повысившейся температуры бригаду экстренной помощи. А гоняют, и не по одному разу. Необходима разъяснительная работа с населением, считают доктора. Сейчас проводится диспансеризация - надо, чтобы человек знал о своих болячках и своевременно их лечил. А звонящий в "03" должен понимать, что это служба для экстренных случаев. Если есть возможность самому обратиться за помощью в поликлинику или больницу, - надо обращаться. Иначе может остаться без помощи тот, кто нуждается в ней сильнее.
Технический разъезд
"В работе службы скорой медицинской помощи в Смоленской области в новом году ничего не изменилось, - уверяла нас начальник управления организации медицинской помощи населению департамента Смоленской области по здравоохранению Елена Войтова. - Да, скорая помощь делится на экстренную службу немедленного реагирования и "неотложку" для пациентов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в поликлинику. Это разделение носит технический характер, не играет никакой роли для больных, порядок вызова скорой помощи никак с ним не связан, и с 1 января 2014 года в этом плане ничего не изменилось".
С 2011 года, по ее словам, в дополнение к службе скорой помощи на базе поликлиник Смоленской области работают врачи, оказывающие населению неотложную медицинскую помощь на дому. Если раньше вызвать врача на дом можно было только до 14 часов, то теперь такая возможность есть до самого вечера, что особенно важно для пожилых людей, часто нуждающихся в медицинской помощи и предпочитающих иметь дело со знакомым врачом.
И только в Туле врачи на подстанциях скорой помощи в один голос уверяли нас, что пока у них вообще никаких изменений не было - как работали, так и работают. Никаких делений на неотложную и скорую помощь не ощутили. По-прежнему выезжают на вызовы по мере их поступления. Что ж, их планы проект приказа Минздрава, который переносит введение новых правил, уж точно не нарушит.
Время пошло
В течение 14 дней новый приказ Минздрава должен пройти общественное обсуждение, и если найдет поддержку, будет подписан. Так что "скорая" скорее всего еще полгода сможет работать по-старому.
Причина ожидаемого смещения срока - обращение к властям медицинской общественности, в том числе и Национальной медицинской палаты. Эксперты считают, что страна пока не готова к новым правилам.
В новом порядке, отмечают они, не обозначено, в какие сроки больному должна быть оказана неотложная помощь. "Во главу угла ставится оказание скорой медицинской помощи в экстренной форме, а во вторую очередь - в неотложной форме, - пояснил председатель правления Некоммерческого партнёрства "Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи" Алексей Бойков. - С целью экономии средств предполагается даже, что сам пациент в определенных случаях будет самостоятельно приезжать к врачу в стационар, если ситуация не является экстренной". Но основная проблема, говорит он, это отсутствие четкого указания в документе на то, какие случаи представляют угрозу для жизни пациента, а какие нет.
"Такая ситуация позволяет сделать виноватыми как главных врачей, так и рядовых сотрудников бригад скорой помощи. В каком случае нужно рекомендовать обратиться пациенту к участковому врачу? Что такое "явные признаки угрозы жизни" и как их определить по телефону? Эти критерии в приказе не определены. Непонятно также, кто уполномочен принимать такое решение, кто несет ответственность за выезд бригады скорой или неотложной помощи", - говорит Бойков.
Впрочем, и главный специалист Минздрава по скорой медицинской помощи, профессор Сергей Багненко тоже считает, что не все регионы готовы начать работать по новому порядку с начала 2014 года. Об этом он сказал в интервью порталу "Доктор Питер".
Вопросы к приказу Минздрава, определяющему порядок, по его словам, можно условно разделить на три категории. Первая - технические вопросы, которые решаются в рабочем порядке. Вторая - те, что не регулируются этим "Порядком...", а требуют издания других нормативных документов (например, финансирование службы скорой помощи). Третья категория вопросов - принципиальное устройство службы скорой помощи: отказ от части специализированных бригад, введение должностей водителей-санитаров, фельдшеров-санитаров.
Самый большой резонанс вызвало переустройство службы, но оно обсуждалось и принималось коллегиально, с участием специалистов всех уровней и отвечает требованиям, принятым в международной практике. "Я допускаю, что для реорганизации многим не хватило времени, и мы готовы его предоставить, но откладывать введение нового порядка совсем уж в долгий ящик нельзя", - сказал Сергей Багненко.