13.01.2014 19:16
Власть

В Норвежском море задержали траулер "Новоазовск"

Текст:  Алексей Михайлов (Мурманск)
Читать на сайте RG.RU

В Норвежском море задержан российский рыболовный траулер "Новоазовск", приписанный к порту Мурманск и принадлежащий компании "Архангельский траловый флот". Сейчас судно буксируется в порт Тромсе кораблем норвежской береговой охраны "Нордкап".

Норвежцы признали незаконным задержание российского траулера

Как сообщили в Росрыболовстве, норвежцы считают, что "Новоазовск" нарушил правила ловли, выбрасывая за борт часть улова. Капитан российского судна не согласен с этими претензиями. По его словам, несколько рыбин случайно упали в море из-за сломанной решетки шпигата.

"Новоазовск" стал вторым российским судном, задержанным в районах промысла в январе 2014 года. Ранее аналогичная история произошла с мурманским судном "Олег Найденов", который был задержан сенегальским военным судном FERLO в водах Гвинеи-Бисау. Сейчас "Олег Найденов" продолжает находиться в африканском порту Дакар, причем сенегальские власти до сих пор не предъявили его экипажу никаких официальных претензий.

Исток периодических конфликтов между норвежской береговой охраной и российскими рыбаками в том, что до сих пор не разработаны правила рыболовства, общие для обеих стран. Не существует никаких официальных критериев, позволяющих отличать целенаправленный выброс рыбы за борт от случайного падения, которое неизбежно в ходе промысла и за которое наказывать рыбаков бессмысленно. Кстати, по словам заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, норвежские рыбаки сами позволяют себе выбрасывать за борт в ряде случаев значительную часть добытой рыбы, которая достигает порой 30-40 процентов улова. Однако береговая охрана не торопится их за это наказывать.

По мнению председателя Координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслава Зиланова, эти случаи вызваны слабой правовой защитой российских судов на международном уровне. Для этого необходимо многократно усилить систему государственного управления российской рыбной отраслью. По его словам, сегодня чиновники рекомендуют рыбакам обращаться в суды и нанимать адвокатов. Но поддержание присутствия России в отдаленных районах Мирового океана - это государственная задача. Для того, чтобы ее выполнять, полномочия Росрыболовства слишком слабы - тем более, что оно подчинено Минсельхозу, специалисты которого недостаточно компетентны в вопросах морского рыболовства.

- Необходимо создание министерства рыбного хозяйства или даже министерства морского промысла, поскольку морское рыболовство - самый сложный процесс в рыбном хозяйстве, - подчеркивает эксперт. - Очень важно понимать, что в открытой части Мирового океана действуют либо международные нормы права и договоренности, либо 200-мильные зоны иностранных государств, где рыболовство возможно только на основе межгосударственных соглашений.

Пока защита наших рыбаков на этом уровне никуда не годится. Например, в районе Шпицбергена норвежцы арестовывают от 2 до 6 судов в год, а МИД только ноты шлет, да и то не по каждому случаю. Нужна ежегодная и ежедневная "профилактика" со стороны полноправного министерства рыбного хозяйства - заключение соглашений и достижение договоренностей, делающих невозможным то, на что решаются сегодня Норвегия и Сенегал.

Внешняя политика Норвегия Архангельская область Мурманск Северо-Запад