А какая победа главная? Та, что останется навсегда. Медали и рекорды останутся в памяти, в учебниках, на пленках и дисках, в музеях. Они бесценны. Но жизнь тем и прекрасна, что продолжается. Ни в коем случае не в обиду спортсменам выскажем банальность: медали одной Олимпиады на другой недействительны.
А это значит, что на Олимпиаде выигрывают не только спортсмены, если, повторим, главная победа та, что остается навсегда. Тогда кто еще? Все мы, если Олимпиада станет ступенькой к улучшению нашей жизни.
Сейчас на втором месте после спекуляций о том, кто сколько выиграет, чей "медальный план" окажется вернее, стоят споры об окупаемости затрат. Тема, несомненно, важная, но ее не следует возводить в абсолют.
Нелепо сравнивать по затратам и доходам, например, недавнюю лондонскую Олимпиаду с сочинской. Уровень жизни лондонцев по различным международным рейтингам как был высоким до Олимпиады, так высоким и остался. Может быть, он даже вырос, но без качественного скачка. Лондонская Олимпиада (с заранее готовой инфраструктурой) была не только спортивным событием, но и не самым сложным инвестиционным проектом.
Перед сочинской Олимпиадой (исходная база которой не идет ни в какое сравнение с лондонской) помимо спортивных стоит и громадная социально-экономическая задача коренным образом улучшить жизнь одного из важнейших российских регионов. Это улучшение произойдет прежде всего благодаря качественно новой инфраструктуре. Именно она приводит инвестиции, создает рабочие места, дает бюджету налоги и оживляет деловую активность.
Экономика игр не сводится к сиюминутному результату, помимо имиджа и политического капитала она рассчитана на импульс в развитии региона. Игры в Сочи, уверен Ярослав Лисоволик, главный экономист Дойче банка в России, дадут значительный экономический эффект, ведь речь идет о развитии крупного региона. Поэтому в отличие от Греции большинство созданных инфраструктурных сооружений будут востребованы и после Игр.
И действительно, после Лос-Анджелеса олимпиады, как правило, приводили к немедленному положительному эффекту для экономики. По данным PWC, проведение Игр повысило региональный валовый продукт в Сиднее (2000 г.) на 6,5 млрд долларов, или 2,78%, в Атланте (1996 г.) - на 5,1 млрд, или 2,41%, в Барселоне (1992 г.) - на 300 млн, или 0,03%, Игры в Сеуле (1988 г.) увеличили ВВП Южной Кореи на 1,4%. А ведь Барселона выручила от своей Олимпиады в 1992 году всего около 3 млн долларов, но вскоре стала всемирной туристической столицей.
Наконец, нельзя забывать, что этот стратегически важный регион России переживает весьма драматичный период в своей многовековой истории. Улучшится жизнь на Северном Кавказе - лучше заживет вся Россия. Эта задача важнее окупаемости. Она приближает нашу общую главную олимпийскую победу.
Так кто и как работает на решение этой задачи? Строители олимпийских объектов разделились на две команды. В одной тон задают частники, для них перспективы окупаемости главная головная боль. Дело, как всем известно, дошло до практически ультимативных требований предоставить налоговые льготы, снизить ставки аренды и главное - реструктурировать кредиты. Такой уж у этой команды горизонт, в ней каждый играет на свою победу.
Вторую команду возглавила компания РЖД. В чем здесь командный стиль? Во-первых, РЖД никогда не играла исключительно на свою победу. С самого начала компания работала на всех строителей, именно она обеспечила всех стройматериалами, построив дороги и склады.
Во-вторых, дороги в Сочи - это не МКАД, приходилось строить не только автомобильные дороги с непростыми развязками, но и прокладывать железную дорогу, тянуть ЛЭП, строить тоннели, причем только один тоннель пробивался через три карстовых зоны. И эта работа уже получила международное признание. По оценке компании Amberg Engineering Ltd, технические и проектные решения строительства тоннелей совмещенной дороги (по оценке Владимира Якунина, данной 4 января 2014 года, именно этот проект - совмещенная автомобильная трасса и железная дорога от Сочи до Красной Поляны был самым трудным, но работа полностью и успешно выполнена) не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения.
В-третьих, команда РЖД играла без срывов и тем более ультиматумов, к этим объектам, сданным четко в срок, претензий нет. Километр построенных РЖД сочинских дорог стоит сопоставимых денег по сравнению со строительством дорог не в Европе, а в Китае.
В матче этих двух команд вклад РЖД в приближение главной олимпийской победы решающий. Еще и потому, кстати, что кто и чем будет заниматься во Дворце спорта, построенном специально для керлинга, еще вопрос. А дороги точно пригодятся всем. Хочешь дойти до общей для всех нас главной олимпийской победы - построй дорогу.