По прогнозам SBD, мировой рынок Connected Car с 2012 г. по 2018 г. вырастет в денежном выражении более чем в 3 раза и превысит 40 млрд евро. При этом самым емким сегментом останется сегмент сопутствующих сервисов (информация о дорожном трафике, поддержка call-центров, развлекательные веб-сервисы и пр.). В 2018 г. он достигнет 24,5 млрд евро по сравнению с 9,3 млрд евро в 2012 г.
Аналитики отмечают, что для российского рынка тема Connected Car пока несколько менее актуальна, чем в среднем по всему миру, поскольку новые технологии востребованы только в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких городах-миллионниках. "Для российского рынка наиболее востребованными станут базовые вещи - навигация, дорожная информация, активные системы безопасности и т. д. Удаленный доступ к машине, возможности кастомизации интерфейса, новые мультимедийные возможности - все это будет востребовано в перспективе 3-5 лет", - считает управляющий активами финансовой компании "AForex" Сергей Ковжаров.
"Рынок Connected Cars будет в России все более востребован по мере появления приложений в телефонах, которые позволяют транслировать музыку и видео и управлять другими функциями автомобиля, это очень удобно и технологично. Поскольку практически все владельцы дорогих автомобилей являются пользователями смартфонов, то такой симбиоз представляется крайне полезным, более того, сами автопроизводители являются спонсорами таких приложений. Сейчас такие возможности в основном есть на люксовых автомобилях, но постепенно они будут пользоваться спросом и в бюджетном сегменте", - отметил аналитик УК "Солид Менеджмент" Ирина Ступакова.
По наблюдениям руководителя компании "Автолокатор" Таймура Двидара, наибольшим спросом среди функционала Connected Car пользуется навигация, на второй ступеньке спроса - "infotainment" - информация и развлечения (аудио, видео, полезные приложения и пр.). "По сути, наличие телематики в автомобиле позволяет постоянно находиться в информационном "облаке", центром которого является сам автомобиль, - отметил Таймур Двидар. - Встроенные в него системы находятся на постоянной связи с производителем и передают ему информацию о своем техническом состоянии. Также поддерживается связь автомобиля с владельцем, который может удаленно посылать команды своей машине и контролировать ее статус, наличие топлива, включение подогревателя, кондиционера и не только. Из этого же "облака" полезные данные могут получать все заинтересованные поставщики продуктов и услуг: страховые компании, компании, оказывающие услуги спутниковой охраны и помощи на дорогах и др., которые водитель автомобиля для себя кастомизировал, регулярно ими пользуется и оплачивает через автомобиль, подключенный к платежным системам".
Установка подобных решений на автомобиль незначительно увеличивает его стоимость. "Но общая тенденция развития телематики в автопроме приводит к снижению стоимости данных решений и по динамике цен схожа с динамикой цен на мобильные телефоны", - убежден Таймур Двидар.
"Все внимание и концентрация автомобилистов направлены на дорогу. Но не стоит забывать, что водители - это прежде всего люди, которые где-то работают, учатся, имеют семью, и мобильная связь является неотъемлемой частью их жизни. Система Connected Car избавляет водителя от необходимости брать телефон в руки - автомобиль сам зачитает вслух SMS, проговаривает имя звонящего, может выбрать под диктовку кому позвонить. При прослушивании музыки с USB-носителя или iPod можно просто назвать нужную композицию, чтобы плеер перешел к ней, - говорит первый вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов. - Самой востребованной функцией Connected Car, на мой взгляд, является голосовое управление, и касается это не только управления мобильным устройством, но и автомобилем в целом. К примеру, такие голосовые команды, как "сделай теплее" или "включи музыку", что позволит водителю не отвлекаться лишний раз от дороги".
Говоря о том, как лучше подобрать комплектацию Connected Car, эксперты отметили, что автомобиль предлагает целый ряд возможностей, ознакомившись с которым клиент самостоятельно может определить, насколько ему необходимо такое новшество. "Кого-то заинтересует то, что Connected Car позволяет персонифицировать водителя автомобиля, то есть анализировать манеры его вождения, сравнивать его экономическую эффективность. За счет чего водители, использующие безопасный стиль езды, смогут уменьшить стоимость владения машиной в части оплаты страховых услуг. А кто-то может заострить внимание на интеграции мобильных устройств с автомобилем, благодаря чему больше не придется приобретать отдельно навигаторы. Вместо этого можно будет использовать гаджет, подключенный к Интернету, - добавил Алексей Тузов. - Ориентированы такие автомобили в первую очередь на людей, шагающих в ногу со временем, и тех, кто разговаривает с техникой на "ты". Что касается стоимости технологической новинки, то теоретически она должна быть доступной, ведь быстро дешевеющие компоненты и стандартизация вычислительных платформ позволяют устанавливать большие экраны и мощные процессоры даже в демократичные авто".