"Чайка" была революционным для советского автопрома автомобилем. На нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподьемники. На поздних версиях ГАЗ-13 появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом. Собирали "Чайки" вручную.
Большинство деталей 5,5-литрового двигателя V8 были изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор развивал мощность 195 лошадиных сил и легко разгонял 2,5-тонную машину до 160 километров в час. Позже этот двигатель ставили на бронетранспортеры. Трансмиссия у "Чайки" автоматическая, с кнопочным управлением. Кнопок было четыре: нейтраль, движение, тихий и задний ход.
Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где экспозиция СССР получила золотую медаль.
Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Помимо выставленного в Бельгии предсерийного образца была собрана еще одна выставочная "Чайка" двухцветного окраса: малиновая с белым. Белый ГАЗ-13 подарили Валентине Терешковой. На красном лимузине самовольно разъезжал начальник пожарной охраны Москвы.
В 1961 году Горьковский завод начал производство кабриолетов ГАЗ-13Б. Автомобиль имел складной тент с электроприводом. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин - в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. В конце 70-х два крымских кабриолета передали министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.
В отличие от своего предшественника ЗиМа "Чайка" никогда не была товаром народного потребления, не поступала в продажу и не имела розничной цены. Недоступность автомобиля подчеркивала статус тех, кому она полагалась по штату. А полагалась немногим: министрам и первым секретарям обкомов. Ну и выдающимся гражданам, которым автомобили дарило правительство - например, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.
Изобретательные советские военные ликвидировали классовое неравенство, наладив на ремонтных заводах производство гибридов из кузова ЗиМ с агрегатами от "Чайки". Такие машины охотно покупало начальство помельче, механики прозвали их "овцебык" и "ослобык". Как минимум одна списанная "Чайка" была переделана в дрезину.
Отслужив свое в правительственных и обкомовских гаражах, лимузины передавались в "Интурист" и ЗАГСы.
На рижском заводе микроавтобусов RAF из "Чаек" делали санитарные автомобили для 4-го главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего руководство страны. Машина с индексом ГАЗ-13С имела кузов "универсал", усиленные задние рессоры, синюю мигалку на крыше и спецсвязь в салоне. Всего было построено порядка 20 таких автомобилей.
В 1982 году два санитарных "Чайки" вернули на рижский завод с необычным заданием: переделать их в автомобили для эвакуации набальзамированного тела вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина из мавзолея в Ханое в случае китайско-вьетнамской войны. Следовало заварить все боковые окна, кроме передних, а главное, установить в автомобилях: основном и запасном, - кондиционеры.
Задачу рижане выполнили. Правда, отечественный кондиционер весил 300 килограммов и был ненадежен, в "Чайку" поставили более практичный японский. Спецкатафалки самолетом доставили в Ханой и загнали в спецгараж. Там они, по всей видимости, стоят и сейчас.
В 1977 году по личному указанию генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева была изготовлена "Чайка" для патриарха Московского и всея Руси Пимена. На ЗиСе своего предшественника Алексия Первого патриарху ездить было неприлично - собранная в 1949 году машина совсем износилась. А заявка на новый представительский автомобиль для главы Русской православной церкви пылилась в министерстве - времена были атеистические.
Дошло до того, что Пимен ездил на Nissan President, подаренном правительством Японии. Таких автомобилей в Москве было два: у японского посла и патриарха. Когда об этом узнал Брежнев, он сказал: "Патриарх всея Руси в японской машине - это политическая диверсия! Сделать патриарху "Чайку" немедленно!"
История патриаршьей машины была бы неполной без упоминания о ее уникальном салоне. Сделанная для Пимена "Чайка" имела, как и другие автомобили этой модели, обтянутый генеральским сукном интерьер и сиденья из кожзаменителя. В 1979 году в Москву из Франции привезли выставку моды, В составе делегации был Пьер Карден, попросивший аудиенции у русского патриарха. Пимен прислал за модельером автомобиль.
Карден выразил восхищение внешностью "Чайки" и умолчал про ее неказистый интерьер. После того, как выставка вернулась во Францию, патриарх получил от Кардена посылку. В ней оказался драп цвета сливочного мороженого и записка с указанием, как его раскроить. Так Пимен стал ездить на машине от Брежнева с интерьером от Кардена. Сейчас этот уникальный автомобиль выставлен в столичном музее.