Как один из инициаторов проекта, считаю, что прежде всего кластер - серьезный инновационный механизм регулирования отрасли, которая в этом нуждается. Ведь государственного управления рыбохозяйственным комплексом, подобного тому, что был во времена СССР, сейчас нет. Участники современного рынка работают не на общий результат, а преследуют свои интересы.
Поэтому кластер стоит рассматривать как межотраслевую, межрегиональную и межфирменную кооперацию. Под "межотраслевой кооперацией" мы подразумеваем, что в проекте будут участвовать организации и предприятия, не относящиеся напрямую к данной отрасли.
Так, чтобы обеспечить эффективную переработку рыбы, нужно владеть технологиями. Их в свою очередь надо разрабатывать, для чего необходимо привлекать отраслевую науку.
Технологии могут быть реализованы на конкретном оборудовании. Для его производства требуются конструкторы, технологи, машиностроители - специалисты, на первый взгляд не имеющие к рыбохозяйственному комплексу отношения.
Представим, что мы создали суперсовременное оборудование и владеем классными технологиями. Но кто будет на нем работать и внедрять их в жизнь? Проблему не решить без подготовки кадров. Эту цепочку можно продолжить.
Другой спорный вопрос: "Какова территория кластера?". Некоторые полагают, что кластером должна быть некая отдельная площадка с развитой инфраструктурой. Это возможно как один из вариантов. Но территорией кластера может быть и регион, а применительно к рыбной промышленности - часть дальневосточных регионов. Если мы будем рассматривать кластер как объединение отдельных предприятий Камчатки, Приморья, Сахалинской области, Хабаровского края, тогда мы сможем получить синергетический эффект. Большую часть рыбы и морепродуктов добывают у берегов Камчатки и Сахалина, транспортировка идет через Приморье, где расположены основные холодильные мощности. Поэтому координирующую компанию логично расположить здесь, но отдельные элементы кластера вполне могут быть и в других субъектах округа.
Формируя подобную структуру, надо понимать, что первая цель этого объединения -решение проблем продовольственной безопасности, вторая - создание высокой добавленной стоимости нашей рыбы. Сейчас эта стоимость производится коллегами из АТР. Не секрет, что мы добываем сырье, продаем им, а затем покупаем продукты из рыбы по цене, в несколько раз превышающей первоначальную.
Отмечу, что достижение этих целей участниками кластера не всегда может соответствовать их желанию получить максимальную прибыль, особенно на первоначальном этапе. Но входящие в объединение компании должны понимать, что в противном случае достижение общественных целей невозможно, и быть готовыми поступиться своими коммерческими интересами.
Прогнозы экспертов показывают, что в случае создания кластера входящие туда организации смогли бы производить и реализовывать продукцию с высокой добавленной стоимостью на сумму около 500-800 миллионов рублей в год, то есть примерно в десять раз больше, чем в настоящее время. Реализация данного проекта позволит экономике выйти на новый уровень.