Андрей Юрьевич! Строители в прошлом году построили 73,9 км дорог, что в четыре раза больше, чем в 2010-м. Если прикинуть по протяженности, получается, что Москва таким образом получила еще одну Ярославку, Варшавку, Волоколамку, Волгоградский проспект, Киевское и Дмитровское шоссе, вместе взятые. Где же эти новые пути-дороги?
Андрей Бочкарев: Уточню: мы всегда говорим: построили и реконструировали, ибо прокладывать лишь новые трассы в застроенном городе крайне дорого и практически невозможно. Москва убедилась в этом на примере Четвертого транспортного кольца, стоимость которого в сотни раз превышает стоимость самих дорожных конструкций. Основные затраты там шли на освобождение территорий промпредприятий, по которым и планировалось провести ЧТК. Это главная причина, почему город отказался от продолжения стройки, начатой еще при прежнем правительстве Москвы, сконцентрировав усилия на реконструкции имеющейся улично-дорожной сети. Пять обновленных вылетных магистралей: Ленинградское, Варшавское, Каширское, Ярославское шоссе и трасса Балаклавский проспект - Рублевское шоссе уже введены в эксплуатацию. Надо иметь в виду и то, что счет выполненных объемов идет в однополосном исчислении, реально же в ходе реконструкции модернизируется значительно больше полос движения. К тем же 5,9-км Ярославки добавилось еще 5 км, так как с обеих сторон от Северянинского путепровода появились трехполосные боковые проезды.
Продолжаются работы на Щелковском, Можайском шоссе и шоссе Энтузиастов, а также Рязанском проспекте - их планируется завершить в этом году.
Проблем с финансированием не будет? Денег-то из бюджета Москвы на дорожные работы в адресной инвестиционной программе заложено меньше, чем в прошлом году?
Андрей Бочкарев: Да, предусмотрено 90 млрд руб. вместо прошлогодних 105 млрд. Но не потому что урезаны расходы. Просто в планах закладываются предельные цифры, которые не должны быть превышены в строительстве, а в процессе проектирования мы уточняем реальные потребности. Кроме того, мы научились экономить на торгах. Например, за прошлый год суммарная экономия на дорожном строительстве составила 11,9% от первоначальных цен, или 9,6 млрд руб.
А главное обещание властей: транспортная ситуация в городе после реконструкции дорог улучшится, будет выполнено?
Андрей Бочкарев: А вы как считаете? Вы же ездите по московским дорогам и можете сравнить ситуацию до начала работ и после...
По Мичуринскому проспекту транспорт уже несется. Дмитровка тоже заметно лучше поехала... Но пробок еще хватает...
Андрей Бочкарев: В среднем пропускная способность реконструированных дорог повысилась на 25%. Но разве мы когда-то говорили, что проблем с передвижением по Москве вообще не будет? Вся работа на вылетных магистралях была направлена на создание инфраструктуры для общественного транспорта, чтобы именно он беспрепятственно ехал. И это делается! В частности, было запланировано создание 228,48 км выделенных полос. Почти 128 км уже есть, еще 100 появится до конца года. Скорость передвижения по ним выросла везде в разы. Автомобилистам этого мы гарантировать не можем, как и нигде в мире. А если и есть города без пробок, то лишь потому, что там высокие цены парковки. К примеру, в Вене поставить на час машину обойдется в 100 евро. И пробок нет! Нам же кажется дорогой парковка в центре Москвы и за 2 евро.
А когда шоссе Энтузиастов поедет?
Андрей Бочкарев: К лету работы завершим. Но и там поедет в первую очередь именно общественный транспорт.
Полный репортаж с "Делового завтрака" с Андреем Бочкаревым будет опубликован в одном из ближайших номеров "РГ".
Руководитель департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев