Документ был утвержден на президиуме Российского исторического общества в конце октября. Пять месяцев его обсуждали на круглых столах, в прессе и через Интернет. "Все конструктивные замечания и предложения учтены", - отметил вчера Владимир Путин, поблагодарив участников дискуссии за активную гражданскую позицию вне зависимости от подходов.
"Мы знаем, как активно и заинтересованно обсуждаются у нас в обществе проблемы, связанные с историей, а тем более с преподаванием истории", - отметил накал страстей президент. "Единые подходы к преподаванию истории совсем не означают казенное, официозное, идеологизированное единомыслие, - подчеркнул он. - Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события - это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история - основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода".
Ученики должны получить фундаментальные знания о ключевых фактах истории, о выдающихся соотечественниках. "С этим у нас подчас возникают большие проблемы. И мы с вами как-то вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за предыдущие годы существования или столетия существования Российского государства. Зачем мы это делаем, мне непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом за более чем тысячу лет Российской государственности", - обозначил свою позицию президент.
Стержнем через весь курс преподавания истории должна проходить "объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей родине", - считает глава государства. Нужно учить самостоятельно мыслить, сопоставлять разные точки зрения.
"Сейчас на базе концепции нужно приступить к подготовке новых учебников по истории для всех классов", - перешел к задачам Владимир Путин. При этом предусмотреть переходный период. До нового учебного года все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ, предстоит сформировать на базе новой концепции по истории.
"Такая работа должна строиться максимально открыто", - подчеркнул президент. "Здесь не должно быть какого бы то ни было монополизма", - предупредил он, рекомендовав задействовать и молодых историков. Все материалы должны проходить глубокую профессиональную и общественную экспертизу, и только после этого их можно рекомендовать. Путин также предложил подумать над поощрением авторов самых достойных работ.
"Важно продолжить профессиональную непредвзятую дискуссию вокруг наиболее спорных событий истории, чтобы, опираясь на объективные факты, максимально сблизить здесь наши позиции и оценки", - подчеркнул глава государства. Нельзя ограничивать учителя в стремлении показать разные точки зрения. Можно использовать дополнительные материалы: главное, чтобы они не допускали искажений.
Глава государства также предложил подумать над синхронизацией курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран и напомнил про необходимость подготовки преподавателей. При этом курс всемирной истории в школах остается, никто его не отменяет, заверили "РГ" в Кремле.
Смысл всей работы в том, чтобы люди поняли свою собственную меру ответственности за страну, заключил Путин. Многие спорные вопросы вызывают дискуссии уже сотни лет. В системе сертификации учебной литературы, которая поступала в школы, "проскакивали такие вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны и для нашего народа", - напомнил он, сравнив их с "плевком в лицо". "Скажем, некоторые оценки в некоторых учебных материалах того, что происходило во время Второй мировой войны, - это просто безобразие, по-другому и назвать никак нельзя, - возмутился Путин. - Я сейчас не говорю о сознательном принижении роли советского народа в борьбе с фашизмом, там более глубокие даже вещи, это просто какой-то идеологический мусор. И вот от этого нам нужно избавиться".
"Вот говорят о том, что в результате Второй мировой войны Восточная Европа погрузилась в оккупационный мрак сталинского режима. Отчасти надо признать, что там идеология совдеповская функционировала и оказывала негативные влияния на развитие этих государств. Но мы говорим о последствиях: а если бы победил фашизм, какие были бы последствия? Вообще некоторых народов не осталось бы как таковых, их просто истребили бы, вот и все", - напомнил президент. Поэтому оценки должны быть максимально объективными.
Обсуждение новой концепции оправдало себя, документ можно назвать "общественным договором по восприятию истории", - заявил спикер Госдумы, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин. "Мы полностью выбили почву под спекуляциями о том, что соберутся в тиши кабинета Ливанов, Мединский и группа товарищей и напишут какую-нибудь новую версию краткого курса ВКП(б). Условно", - пояснил он. Впервые удалось составить перечень трудных вопросов и по большинству найти компромиссные формулировки. "За бортом дискуссии оказываются те, для кого важна не историческая правда, а продвижение, проталкивание сомнительных идеологий и старых догм", - добавил Нарышкин.
Только от представителей профессионального сообщества поступило более тысячи замечаний, в основном по ХХ веку, рассказал Ливанов. Больше 85% граждан поддерживают переход на единые принципы преподавания истории в школе.
"На создание учебника потребуется минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и будет применяться в школе", - пояснил министр образования. А пока будет организовано повышение квалификации свыше 60 тысяч учителей истории. "Мы проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень. Там сейчас 11 "линеек" по истории России. Пока не будет нового единого учебника, и будут использоваться в школе только те "линейки", которые полностью соответствуют этой концепции", - отметил он. В ЕГЭ в 2014 году будут только задания, соответствующие концепции.
Обсуждение в Историческом обществе идет постоянно, рассказал "РГ" декан истфака МГУ, академик РАН Сергей Карпов. По его словам, будет объявлен конкурс о создании материалов.
Вопрос конкурса еще пока не определен, уточнили "РГ" в Кремле. Есть два пути: объявить конкурс и делить сообщество на группы или же оставить всех основных "игроков". В любом случае, заниматься этим как оператор будет Российское историческое общество. В Кремле не исключают, что в сентябре 2016 года учебник уже может появиться в школах - "хотелось бы, хотя бы как пилотный проект".