21.01.2014 00:43
Экономика

Эксперт: 2013 год оказался для бизнеса годом упущенных возможностей

Российская Бизнес-газета - : №2 (931)
Прошлый год оказался для российского малого бизнеса годом упущенных надежд и возможностей. А для индивидуального предпринимательства (как составной части МСП) - провальным.
Читать на сайте RG.RU

Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Пик ухода российских ИП с легального рынка - декабрь 2012 - январь 2013. С рынка ушло или спряталось в тень почти 500 тысяч ИП. Это результат плохой государственной регуляторики, почти двукратного повышения фиксированных социальных взносов для ИП в самом конце позапрошлого года (в действие норма о повышении вступила в начале 2013-го).

Основные показатели малых (включая микро-) предприятий тоже оставляют желать лучшего. Сектор сегодня стагнирует, и конец этого года может быть отмечен его качественным сокращением (занятость, обороты, инвестиции в капвложения). Правда, на кредитовании сектора рецессия пока не особо сказалась. За весь 2009 год общий объем кредитов малому и среднему предпринимательству со стороны коммерческих банков составил 3 014 572 млн рублей (т.е. свыше 3 трлн). В 2012 году - уже в два с лишним раза больше (почти 7 трлн рублей). Без учета инфляции, разумеется.

Помесячная динамика прошлого года показывает, что, вероятней всего, и в 2013 году тоже будет рост (пусть и не столь высокими темпами, как прежде). Так, за 8 месяцев 2012 года субъекты МСП прокредитовались на сумму в 4 336 995 млн рублей, а за 8 месяцев 2013 года - на сумму 5 014 405 млн. Несмотря на все старания созданного для целей кредитования МСП-банка (100% "дочка" Внешэкономбанка), его доля на рынке кредитования занимает всего несколько процентов. Тем не менее все в целом - это мизер в общем объеме кредитования экономики (основную часть кредитных ресурсов продолжают поглощать крупные и крупнейшие российские предприятия).

Нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает с точки зрения поддержки малого и среднего предпринимательства. Самый "старый", но вечно молодой "инструмент" - раздача грантов начинающему бизнесу (в том числе на открытие собственного дела). Однако уже только ленивый не сказал о том, насколько не эффективен ни с экономической, ни с социальной точки зрения этот инструмент и что от него давно пора отказаться... Плюс есть раздача субсидий на открытие собственного дела по линии социального ведомства.

Набор инструментов поддержки в России колоссален. По линии минэкономразвития и региональных программ поддержки предпринимательства субсидируются ремесла, народные художественные промыслы, сельский и экологический туризм, инновационные компании (исследование и разработка новых продуктов; производственное проектирование, дизайн; покупка машин и оборудования, программных средств; обучение и переобучение сотрудников; сертификация и патентование, аренда помещений, маркетинговые исследования, деловые поездки туда-сюда и т.д.), мероприятия по энергоэффективности и на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, лизинг оборудования, локализация производства, начинающие экспортеры, проценты по банковским кредитам; участники кластеров (разумеется, инновационных), покупающие оборудование или модернизирующие производство; социальные предприниматели (ноу-хау прошлого года!); образовательные (для дошколят) и ухаживающие за детьми ИП; аутсорсеры у госкомпаний (у этих вообще условия сказочные: сначала их государство создает, а потом в безусловном порядке накачивает деньгами - это уже не "прожекты", а реальные механизмы). И прочая, и прочая...

Инфраструктура, "поддерживающая" МСП и (само собой) финансируемая за счет средств поддержки МСП, тоже чрезвычайно разнородна и многообразна: это бизнес-инкубаторы, региональные фонды содействия развитию венчурных инвестиций, центры поддержки предпринимательства, центры коммерциализации технологий; центры территориальных, промышленных, инновационных и транспорто-логистических кластеров; центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию; инжиниринговые и испытательные центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры субконтрактации и трансферта технологий, сертификационные и учебно-инновационные центры, центры молодежного инновационного творчества, Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) центры, центры координации поддержки экспортно ориентированных МСП, центры времяпровождения детей, дошкольные образовательные центры, индустриальные и технопарки, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, муниципальные программы моногородов, мероприятия для МСП "при чрезвычайных ситуациях" и прочая и прочая. Одно из самых вкусных "инфраструктурных" направлений: финансирование "мер, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства".

Однако, как показывает анализ, все это не является эффективным. НИСИПП в свое время проводил два раунда исследования, как влияет "господдержка" МСП на его развитие. Были составлены два региональных индекса: регионы проранжированы (1) по уровню развития МСП и (2) по объемам выделенных на сектор средств. Для оценки степени зависимости между показателями степени развития сектора и государственной активности в части его поддержки использовались коэффициенты согласованности двух ранжирований (т.е. мест регионов в каждом из сводных индексов), а также регрессионный анализ применительно к числовым значениям индексов.

Согласованность рангов по двум индексам оказалась крайне низкой. Это как раз и свидетельствует о том, что объемы государственной поддержки не влияют на место региона по уровню развития малого и среднего предпринимательства среди других регионов.

Для чего госденьги сегодняшней России тратятся на то, что красиво называется "господдержкой МСП", понять, похоже, могут только посвященные. Или те, кто средства распределяет.

Бизнес