22.01.2014 00:09
Культура

Туган Сохиев: Я должен плавно влиться в коллектив Большого театра

Туган Сохиев рассказал о том, как он будет входить в жизнь Большого театра
Текст:  Владимир Дудин
Российская газета - Федеральный выпуск: №12 (6284)
36-летний дирижер Туган Сохиев, назначенный на пост музыкального руководителя Большого театра, дал это интервью по телефону из аэропорта, где ждал своего рейса Москва - Нью-Йорк, чтобы затем добраться до Филадельфии, где дебютирует с Филадельфийским симфоническим оркестром. Однако, по его словам, в ближайшее время от некоторых зарубежных контрактов придется отказаться в пользу Большого театра, где Туган собирается проводить все 24 часа.
Читать на сайте RG.RU
Новым музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев

Вы долго думали над предложением занять пост музыкального руководителя Большого театра?

Туган Сохиев: К этому предложению, которое я получил очень неожиданно, я не был готов, но думал над ним основательно, хотя много времени на размышление не было. Главным аргументом стал не только тот факт, что Большой театр - один из лучших театров мира с богатейшей историей и традициями, но и личность его нового директора Владимира Георгиевича Урина, разговор с которым сыграл очень важную роль в принятии моего решения. Он очень тонко чувствует природу театра, у него абсолютно правильное видение того, как должен жить театр, как нужно выстраивать процесс работы. Для музыкального руководителя не может быть ничего ценнее такого человека рядом, мыслящего в том же направлении, способного управлять и помогать. Владимир Георгиевич настроен на большие и успешные перемены, на творческие траектории, а это то, что сегодня нужно Большому театру с его огромным опытом и историческим наследием. Думаю, что при наличии административной команды с таким руководителем многое может получиться так, как задумывается.

Но, наверное, не стоит преуменьшать и ваш управленческий опыт. В вашей биографии был эпизод музыкального руководства в Валлийской национальной опере.

Туган Сохиев: Да, кроме того не так давно я работал над "Борисом Годуновым" Мусоргского и "Пиковой дамой" Чайковского в Венской Штаатсопер, "Обручением в монастыре" Прокофьева в парижской Опера комик; было и много других оперных постановок в европейских театрах. Но прежде всего я должен сказать о своем опыте работы в Мариинском театре, который вселил в меня чувство уверенности, став моей основной творческой базой, где я вырастал как оперный дирижер. Для этого там были созданы все условия: замечательные симфонические коллективы, солисты, хор. Мне нужно было лишь стараться делать все как можно лучше. Для меня было большой честью работать в Мариинском театре, и я бесконечно благодарен Валерию Абисаловичу Гергиеву, который, несмотря на мой юношеский возраст, доверял мне сначала маленькие "опыты" с Академией молодых певцов, а позже - спектакли и со старшим поколением Мариинки, с серьезными и солидными солистами.

Вы наверняка сравнивали для себя модели существования оперных театров в Европе и России. В чью пользу были сравнения?

Туган Сохиев: На Западе все очень индивидуально. В Германии, как и в России, сильно развит репертуарный театр. Во многих других странах существует система "стаджионе". В России, возможно, должна появиться какая-то своя уникальная модель, сочетающая две этих системы, у которых есть свои плюсы и минусы. Я размышляю над этим вопросом на протяжении последнего времени: что может быть лучше, качественней, продуктивней, интересней с точки зрения художественных задач? Все это - процесс постоянного поиска идеальной модели.

Думаете, что в Большом театре будет время на этот поиск?

Туган Сохиев: Каждый уважающий себя театр в изменившихся экономических условиях с появлением нового поколения зрителей должен быть озабочен вопросом, как найти свою идеальную модель создания и проката спектаклей. Мне предстоит еще много думать над этим, обсуждать с новой командой, с творческими коллективами Большого театра.

Но какое-то видение процесса у вас уже есть?

Туган Сохиев: Окончательное видение возникнет тогда, когда я познакомлюсь со всеми, а в театре около трех тысяч человек. На данном этапе я должен очень плавно влиться в жизнь коллектива.

Как вы поступите с западными контрактами, среди которых много очень привлекательных?

Туган Сохиев: Я буду вынужден что-то сокращать, потому что основной акцент будет сделан на Большой театр, куда я брошу все свои силы и время. Я оставлю основные контракты - с оркестрами Тулузы, Берлина, Вены, Лондона, с которыми завязались большие человеческие и творческие отношения. Но Большой театр с каждым годом будет занимать у меня больше и больше времени - 24 часа в сутки.

Уже намечены какие-то постановки? Когда вы первый раз в новой должности встанете за дирижерский пульт Большого театра?

Туган Сохиев: В следующем сезоне запланированы два больших проекта, о которых я смогу более подробно рассказать ближе к концу этого сезона. А за пульт я встану в начале следующего сезона.

Понимаете ли вы, что Большой театр - это еще и очень горячая точка, где рождается не только "высокое искусство", но иногда и скандалы?

Туган Сохиев: Я убежден, что там, где налажен мощный интенсивный творческий процесс, ни времени, ни сил, ни места для скандалов быть не может. Я это знаю и настроен двигаться именно в этом направлении. При таком настрое всего коллектива никаких скандалов не будет, поверьте.

Музыкальный театр