24.01.2014 00:40
Экономика

Замедление роста доходов россиян заставит магазины снизить цены

Покупатели заставят нашу торговлю снизить цены
Текст:  Василий Миронов
Российская газета - Федеральный выпуск: №15 (6287)
Замедление роста доходов россиян заставляет их менять потребительские привычки. Вслед за покупателями магазинам также придется корректировать свои модели поведения, считают эксперты. Так что рынок розничной торговли в этом году может претерпеть ощутимые изменения. На коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.
Читать на сайте RG.RU

Последний квартал 2013 года продемонстрировал заметное снижение потребительской активности на рынке продуктов питания. "С октября по декабрь номинальные расходы потребителей на продукты питания и товары повседневного спроса остались на уровне прошлого года. А если брать отдельно продуктовую розницу, там и вовсе произошло снижение на 10-15 процентов", - приводит свои данные ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. Такая ситуация для торговли непривычна. Обычно ее активность снижается в летнее время. Предновогодние месяцы - период бурного роста.

Изменение устоявшейся модели подтверждают и данные Росстата и Минэкономразвития. Ведомства отмечают снижение роста оборота розничной торговли, и даже снижение стоимости потребительской корзины.

Бутылка водки объемом 0,375 литра будет стоить как пол-литра

Последнее означает, что россияне стали покупать тот же набор продуктов за меньшую цену, говорят эксперты. То есть, более разборчиво подходить к выбору продуктов.

"Увеличивается количество посещаемых мест, увеличивается частота покупок. Все больше и больше люди идут в магазин за определенным товаром, на который есть скидка, - говорит Березин. - В этой ситуации обостряется конкуренция". Так, один из крупнейших российских сетевых ритейлеров недавно обозначил наметившуюся тенденцию на "переток" покупателей из магазинов малого формата в гипермаркеты. Крупные торговые точки, которые продают товар мелким оптом, дают клиентам возможность сэкономить. А это становится весомым аргументом на фоне стагнирующих доходов населения.

Впрочем, весь этот процесс становится заметным в основном в период высокого спроса, например перед Новым годом, уточняют эксперты. "Гипермаркеты не займут и половины всего рынка. Другие форматы торговых точек тоже имеют свои плюсы и собственные ниши. Кто-то делает ставку на свежие продукты, которые покупаются регулярно, три-четыре раза в неделю, кто-то делает ставку на крупные упаковки, кто-то - на цены, удобство и так далее. Но структура рынка определенно изменится", - рассуждает эксперт по рынку ритейла.

Усиление конкуренции по цене приведет к изменению сложившегося в последнее время положения, когда розничные цены находятся в отрыве от оптовых, признают участники рынка. До сих пор, даже при падении отпускных цен производителей цены в рознице могли оставаться на месте или даже расти. Судя по всему, начиная с этого года ситуация начнет меняться, и розничные цены станут более "рыночными", и будут подчиняться объективным экономическим процессам. В процессе борьбы за клиентов торговым сетям придется пожертвовать необоснованной маржой.

Заказчики интернет-магазинов могут начать отказываться от посылок

Развиваться в меняющихся условиях получится у тех, кто сохранит лояльность потребителей и найдет новые способы предложения собственного товара. "В прошлом году получили распространение новые форматы. Например, фермерские продукты и магазины конкретного производителя. А еще развившаяся в спальных районах сеть небольших торговых точек компании, сделавшей себе имя на кондитерских изделиях. В этом году мы увидим еще что-то новое. Я думаю, получат большее распространение различные скидочные программы, карты лояльности и так далее", - рассуждает Игорь Березин.

Намечается и еще одна тенденция, констатируют опрошенные "РГ" аналитики. Конкуренция ведь растет не только между разными торговыми форматами, но и уже между самими производителями. Например, в пользу дешевеющей свинины все чаще делают выбор вчерашние покупатели говядины, которая в последнее время существенно прибавляет в цене. Да и структура потребления в целом будет и дальше смещаться в сторону дешевых продуктов.

Тем временем

На один поход в магазин средний россиян потратил в декабре прошлого года 605 рублей. Об этом свидетельствуют последние данные исследовательского холдинга "Ромир".

По сравнению с ноябрем 2013 года аппетиты покупателей увеличились на 8 процентов. "Рост среднего чека в среднем по стране был обеспечен жителями Центрального и Северо-Западного регионов, если не сказать больше - москвичами и питерцами", - констатируют исследователи.

За два же последних года россияне в декабре стали оставлять в магазинах на 12 процентов больше. За три года - на 17,5 процента. По сравнению с декабрем 2008 года средний чек вырос номинально на целых 54 процента.

Москвичи в прошлом декабре оставляли в магазине за один раз в среднем 798 рублей. А в Санкт-Петербурге этот показатель оказался чуть ниже - 767 рублей. Рекордсменами же стали жители Дальневосточного федерального округа: их средний чек дошел до 810 рублей. Меньше всего денег в декабре за один раз оставляли в магазинах в Уральском федеральном округе - 473 рубля.

"Самый значительный рост среднего чека в декабре к ноябрю был зафиксирован в гипермаркетах - 21,5 процента. В супермаркетах чек вырос за месяц на 16 процентов, в магазинах, торгующих через прилавок, - на 11,5 процента", - сообщили исследователи.

В общем и целом похоже, что россияне оставляли больше денег в магазинах в декабре, чем в ноябре по вполне понятным причинам: просто-напросто нужно было закупаться к новогодним праздникам.

Товары и цены